IITU

Директора школ оценили новый курс повышения грамотности для детей

Директора пилотных школ рассказали, какой эффект дает новый курс повышения грамотности, разрабатываемый для детей-инофонов специалистами из ЮНИСЕФ, фонда Akelius и Международного университета информационных технологий (МУИТ).

Рисунок4.png

Курс повышения грамотности рассчитан на детей-инофонов в возрасте от 5 до 17 лет. Дети-инофоны – это дети, чьи семьи недавно мигрировали из стран ближнего зарубежья. Русским языком они, как правило, не владеют вообще, так как дома родители общаются с ними на родном языке. Этим детям сложно адаптироваться к новым реалиям, поэтому для их интеграции и социализации нужен специальный курс повышения грамотности.

Такой курс сейчас доступен на платформе Akelius. Общее число уровней – пять: А0, А1, А1.1, А2 (базовые) и В1 (средний). Обучение детей грамотности с использованием этого курса в Казахстане ведется с сентября 2021 года в девяти пилотных школах.

Директор школы-лицея №53 в Нур-Султане Замзагул Киянова рассказала, почему она с коллегами решила участвовать в проекте и какие результаты уже есть у детей за полгода обучения в новом – смешанном – формате.

«О работе проекта Akelius мы узнали от ЦМО (Центр модернизации образования). Мы решили принять участие в этом проекте, потому что есть спрос на изучение русского языка. У нас есть дети-кандасы, прибывшие из Китая, Узбекистана и Азербайджана.

Важность проекта в том, что наш Казахстан – многонациональная страна. Дети, приехавшие к нам из других стран, нуждаются в знании языка. Так как русский язык является языком межнационального общения, мы несём очень добрую миссию», – отметила Замзагул Ертаевна.

Чтобы набрать учеников на курс, администрация школы дала объявление. В результате на занятия по повышению грамотности стали ходить не только ученики школы-лицея № 53, но и дети из других школ.

«Мы сделали объявление по школе и по городу. На данный момент курс посещают дети не только из нашей школы, но и из других школ, например: 22-я школа, 73-я школа-лицей. Создана разновозрастная группа из 16 учащихся. Желающих записаться на курсы мы встретим с радостью», – сказала Замзагул Ертаевна.

По ее словам, дети с интересом выполняют задания по проекту Akelius. Это помогает им в изучении языка, в общении между сверстниками и в обществе.

«Дети занимаются 2 раза в неделю. Результаты учеников и учителя похвальные. Ученики хорошо осваивают задания, учитель правильно преподносит учебный материал. Дети чувствуют себя комфортно, свободно общаются в группе. Учитель всегда поддерживает детей в трудную минуту. Работа проекта Akelius оправдывает наши ожидания», – подытожила Замзагул Ертаевна.

Директор столичной гимназии №67 Гульжанат Абдраманова также узнала о проекте от Центра модернизации образования. К принятию решения о вступлении в проект руководство гимназии подошло взвешенно.

«Когда предложили этот проект, мы задали себе вопрос: "Нужен ли он нам? Чем он отличается от других проектов?" – вспоминает Гульжанат Асановна. – Обсуждая, учитывали расположение школы, социальное положение учащихся, владение языком, особенно число тех, кто нуждается в изучении русского языка с нуля. В школе есть дети из других стран – Киргизии, Турции, Узбекистана. Они не говорят на русском, даже не понимают, поэтому наша задача – через этот проект заниматься развитием устной речи. Так мы решили войти в проект Akelius».

При создании групп в рамках этого проекта администрация гимназии учитывала возможности школы и, в первую очередь, желание самих детей. Давать оценку эффективности курса пока рано, считает Гульжанат Абдраманова.

«Сейчас трудно сказать о результативности проекта, потому что между четвертями дети учились в онлайн формате. В любом проекте есть плюсы и минусы. Но наши учителя усердно работают. Еще главное – у них есть мотивация, желание. Думаю, наша надежда оправдается. Здесь нужно не бояться трудностей. Дети должны понять, что теперь у них есть возможность свободно владеть русским языком. Мы действительно поможем тем, кто хочет добровольно обучаться», – заключила она.

Узнав о проекте Akelius, директор столичной школы-лицея №60 Айман Дюсенова сразу почувствовала желание помочь детям-инофонам в обучении русскому языку.

«Важность проекта в том, что Казахстан в очередной раз заявляет миру о своей толерантности, готовности оказать поддержку мигрантам на исторической родине. В этом и заключается основная миссия нашей страны», – считает она.

Как уточнила Айман Жумагалиевна, набор в группу идет согласно данным ЦМО. Списки формируются на основе базы данных о мигрировавших по школам. По ее словам, в любое время по желанию детей они будут приняты в обучающие группы. Совместное участие родных братьев и сестер приветствуется: опыт показывает, что так ребятам интереснее заниматься.

«На сегодняшний день пройден уровень А0. Дети обучаются по заданиям А1. Могут изъясняться односложными предложениями, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге, строить предложения, строить небольшие рассказы по сюжетам-картинкам. В каждой возрастной группе результат отслеживается индивидуально. Определенные достижения у детей есть. Труд учителей результативен. Детям нравится обучаться. Есть мотивация к обучению. Большую помощь оказывает в работе сама платформа Akelius, которая комбинирует разные виды заданий», – подчеркнула Айман Жумагалиевна.

В проекте Akelius также участвуют три школы Алматы и три школы Шымкента. Директор алматинской школы-гимназии №78 Раушан Кужамбетова объяснила, как ее гимназия стала участницей проекта.

«Сама школа у нас русскоязычная, все дети в совершенстве владеют русским языком. Но наши учителя преподают в Центре поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Дети, поступающие из разных регионов, находятся и обучаются там, а часть наших учителей ходят к ним на занятия», – пояснила Раушан Какеновна.

Учитель русского языка Назгуль Каркимбаева занимается с такими детьми в этом центре не первый год. По ее словам, они с коллегами и ранее отбирали детей, которые совсем слабо знали программу, однако с платформой Akelius обучать их стало гораздо удобнее.

«Еще до того, как мы познакомились с платформой Akelius, мы сами отбирали детей, которые совсем плохо знали русский язык, и давали им дополнительные занятия, помогали учить слова, оставляли их после уроков. Но когда познакомились с платформой, нам стало намного интереснее и легче. Платформа Akelius нам оказывает большую помощь в этой работе», – заметила Назгуль Дуйсентаевна.

По ее словам, на курс повышения грамотности отправляются дети, которые находятся в Центре поддержки месяц и более. Обучение начинается с того уровня, который ребенок осилит. Если дети не знают кириллицы – начинают с изучения букв.

«Мы составляем для детей план обучения, делаем сами от руки очень много наглядностей. В их создании принимают участие и сами дети – рисуют, подписывают названия. Мы используем плакаты и дополнительный материал. Большую помощь нам оказывает работа с планшетами, где разработано огромное количество различных уроков. Во-первых, это дает детям заинтересованность и увлеченность. Во-вторых, возможность лучше запомнить слова и словосочетания и научиться складывать их в предложения», – сказала Назгуль Дуйсентаевна.

Как отмечает педагог, многим детям легко даются азы русского языка: они уже говорят, составляют предложения и даже целые рассказы. Упор на занятиях делается на разговорную практику: учителя разыгрывают с учащимися всевозможные сценарии, например в больнице, у врача, в магазине, на рынке, в библиотеке, обсуждают такие темы, как моя семья, мои друзья и так далее. Однако прорывной результат есть не у всех детей.

«Нельзя сказать, что после занятия у нас абсолютно все дети овладевают русским языком. Это очень тяжело. Особенно с теми детьми, которые никогда раньше не сидели за партами, не учились в школе. Тем не менее результаты у нас есть. Этот проект дает хорошие результаты особенно с теми детьми, которые находятся у нас длительное время – 3-6 месяцев. Но есть дети, которые находятся не так много – месяц полтора, с ними мы мало что успеваем. Тем не менее какие-то новые знания у детей есть», – подытожила Назгуль Дуйсентаевна.

План работ по проекту Akelius на второй квартал (февраль – апрель 2022) включает тренинги по смешанному обучению и по оценке знаний учащихся, разработку методических рекомендаций и системы мониторинга процесса и результатов обучения и ряд других процессов. Ожидается, что к концу реализации проекта (февраль 2023 года) данный курс пройдут 250 детей.

Версия сайта для слабовидящих