IITU

Пять особенностей обучения в смешанном формате

Языковые эксперты МУИТ, а также психологи рассказали, подходит ли смешанное обучение для детей-мигрантов и поделились своим мнением насчет перспективы смешанного обучения в нашей стране.

Методический эксперт, к.ф.н., ассоциированный профессор Эльмира Еркебекова рассказала о специфике смешанного формата обучения и его роли в системе образования. Она и ее коллеги с ноября 2021 года участвуют в совместном проекте Akelius и ЮНИСЕФ, который как раз предполагает смешанный формат обучения.

«Смешанное обучение объединяет очное и онлайн-образование, то есть ребенок во время урока взаимодействует и с учителем, и с гаджетами. Такой подход позволяет индивидуализировать обучение, развивать навыки вроде критического мышления, умения работать в команде и прочие», – сказала Эльмира Калдыбековна.

При этом она напомнила, что при смешанном формате обучения гаджеты, образовательные платформы и другие цифровые технологии носят дополнительных характер и используются для отработки пройденного материала, закрепления изученных тем, выполнения тренировочных упражнений.

3.png

Психолог Юлия Нестеренкова отмечает, что тема смешанного обучения сейчас очень актуальна. По ее словам, смешанное обучение в школьном процессе предусматривает определенные особенности, которые необходимо учитывать, а как их рассматривать – в виде плюсов или минусов – то это в каждом конкретном случае будет по-разному.

«Смешанное обучение – это не просто микс из оф- и онлайн встреч. Это целый процесс, к которому необходимо подготовить всех участников образования. Если со студентами колледжей и институтов возможно проще, т.к. эта возрастная категория в большинстве своем уже готова к самостоятельному обучению, то со школьниками это сложнее», – подчеркивает Юлия Окровна.

Она выделяет следующие пять особенностей смешанного обучения.

Первая – это обеспечение технической составляющей. 2020-2022 годы показали, что с этим есть некоторые трудности. Страдает связь, интернет слабый. Систематическое зависание во время уроков явно не мотивирует к изучению предмета. И это влияет на качество ведения онлайн уроков, и в свою очередь влияет на весь процесс смешанного образования.

Вторая – это обучаемость самих педагогов, повышение их мобильности в интернет-пространстве, в их желании изучать новые интернет-ресурсы. Сюда же можно включить стрессоустойчивость, медиапозирование – умение вести свободно урок на камеру. Не все педагоги готовы к этому. Педагогам, что бы двигаться в ногу со временем, необходимо самостоятельно развиваться и учитывать интересы и возрастные особенности учащихся.

Третья – учитывание границ каждого участника в интернет-пространстве. Прежде чем выложить живой урок с участием несовершеннолетних, необходимо уведомить родителей и самих детей об этом.

Четвертая – в том, что больший объем информации учащийся должен будет обработать и изучить самостоятельно (принцип перевернутого класса) и потом уже в школе на практических занятиях задавать вопросы и обсуждать с классом и учителем. Честно говоря, не каждый ученик к этому готов.

Пятая – это обучение детей-мигрантов, которым необходима в период адаптации только очная (офлайн) форма обучения. С такими учащимися обязательно надо учитывать языковой контакт. Видеть в живом общении на сколько ребенок понял изучаемую тему. Возможно, к такому ребенку в течение урока педагогу надо будет подойти несколько раз, чтобы подбодрить, снизить психоэмоциональное напряжение при погружении в другую языковую среду. У таких детей часто имеется расхождение в изучаемой программе, в методике преподавания, обязательно учитывать участие родителей. Бывают случаи, когда родители, переехав в другую страну, не знают язык, на котором идет обучение и не могут помочь своему ребенку в учебном процессе. Поэтому моя рекомендация в обучении таких детей – только обычное живое офлайн обучение.

«Думаю, что без смешанного обучения уже современный образовательный процесс рассматривать не получится. Внедрять его по всей территории РК без учета выше перечисленных особенностей (которые можно дополнить) будет как минимум не экоголично. Не хочется гадать, 5 или 10 лет потребуется, что бы сформировать отточенную методику преподавания в электронной среде, но пока мы не будем морально и психологически готовы к взаимодействию в медиа и онлайн формате, мы не сможем обеспечить эффективное обучение», – подчеркивает Юлия Окровна.

4.png

  • Психолог Татьяна Остапенко не видит минусов в смешанном обучении – сплошные плюсы. Она объяснила, кому именно лучше всего подойдет такой формат учебы.

«Есть высокочувствительные дети, которым сложно удерживать внимание в классе, где много шума от большого количества человек. Таким детям намного легче заниматься, сидя перед экраном, при этом они остаются в своем классе, в контакте со своими одноклассниками. Кроме того, это подходит для самоорганизованных детей – для тех, кто в состоянии сам себя контролировать, соблюдать тайм-менеджмент», – объясняет Татьяна Александровна.

По словам психолога, есть иллюзия, будто информацию можно усваивать только сидя за столом в белой рубашечке. Как подчеркивает Татьяна Александровна, у каждого ребенка индивидуальный стиль обучения и его необходимо учитывать и педагогам, и родителям.

«Информацию можно усваивать как угодно: сидя в кресле, лежа на полу, сидя в домике. Гиперактивному ребенку лучше усваивать информацию, когда он покачивается на фитболе – он за счёт этого подпрыгивания компенсируется. Информацию можно получать из гаджетов. К сожалению, многие родители считают, что обучение – это субъектно-объектный процесс, когда учитель вкладывает в ребёнка знания, а ребёнок при этом сидит пассивно. Вообще-то задача обучения – научить получать информацию самому, потому что всю свою взрослую жизнь мы потом получаем информацию сами. И если мы не научились её добывать в школьном возрасте, то мы и потом не научимся», – сказала Татьяна Александровна.

5.png

  • По ее мнению, смешанное обучение подходит и для детей-мигрантов.

«Важно находить общее между культурой той страны, из который мигрировала семья, и нашей, и через эту общность выстраивать сам процесс обучения: сравнивать игры, продукты питания, традиции. Одежда, блюда, обычаи могут называться по-разному, но смысл у них одинаковый. Когда мы ищем с детьми этот смысл, они начинают понимать, что, приехав сюда, они ничего не потеряли. Да и мы, когда мы узнаем культуру другой страны, только обогащаемся, расширяем свои горизонты», – рассказала Татьяна Александровна.

Она считает, что только традиционный формат может быть для них сложен, поскольку детям порой хочется спрятаться, так как чужой культуры для них может быть слишком много.

«Смешанный формат обучения позволяет дозированно подходить к получению информации. Переезд, не осознанно выбранный, а из-за войны или каких-то экономических проблем, может оставить психологическую травму. Чтобы восстановиться, всегда должно быть местечко, где ребенок может спрятаться, набраться ресурса, а потом вернуться», – объясняет Татьяна Александровна.

Психолог для наглядности сравнивает процесс погружения в новую культуру с купанием в прохладной воде: сначала мочим ножки, затем заходим глубже, а когда чувствуем, что нам нужно погреться на солнышке, свободно выходим на берег. И повторяем процесс сначала, когда к этому готовы.

«Ребенок может прийти в традиционную школу к обычным живым людям, смотреть на них, общаться с ними, и когда он поймет, что для него информации уже чересчур, он может уйти в онлайн, не теряя контакты с детьми, не прерывая обучение. Смешанный формат обучения дает учителям возможность дозировать прямой контакт с детьми. Учитывая этот момент, мне кажется, что смешанное обучение для таких деток идеально», – заключила Татьяна Александровна.

Напомним, что инициатива Akelius, ЮНИСЕФ и МУИТ нацелена на социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В проекте принимает участие пилотных 9 школ Казахстана, учителя которых проводят занятия в формате смешанного обучения с использованием платформы Akelius. Ожидается, что к моменту завершения пилотного проекта обучение на платформе пройдут 250 детей.

Версия сайта для слабовидящих