Как использовать платформу Akelius для интересного урока русского языка
или
Фишки платформы Akelius: как сделать урок русского языка интересным
29 октября 2022 года состоялся тренинг для педагогов на тему «Смешанная форма обучения
русскому языку как иностранного с применением платформы Akelius».
В ходе тренинга доктор педагогических наук, генеральный директор «Института педагогических исследований» Гульнара Ахметова затронула сразу несколько важных тем. Она рассказала, с чего начинать и какой объем материала использовать, раскрыла методы сообщения знаний и формирования навыков, объяснила приемы усвоения грамматики (предметный, глагольный, ситуативный) и виды упражнений с грамматической направленностью (подготовительные, имитативные, подстановочные, трансформативные, репродуктивные). Кроме того, она подробно остановилась на речевых упражнениях и оценивании (формативное, суммативное, обратная связь). После каждой из тем учителя выполняли задания для закрепления полученных теоретических знаний на практике.
По словам Гульнары Батырбековны, главными компонентами педагогической деятельности являются три звена:
- информационный контакт (контакт на основе учебного содержания);
- психологический контакт;
- контакт, возникающий на основе совместной деятельности.
Как подчеркивает эксперт, в учебном процессе при изучении языков огромную роль играет эмоциональная сторона.
«Специфика процесса обучения языку постоянно требует особенно живого контакта учителя с аудиторией. Разнообразие приемов подачи материала, периодическая разрядка атмосферы исключают возможную пассивность и скуку. Для восприятия учебного процесса эмоциональная атмосфера в аудитории имеет исключительно важное значение. Эмоции сопутствуют и активно помогают усвоению любых знаний», – сообщила Гульнара Батырбековна.
Поэтому при работе над ошибками эксперт советует учитывать два момента. Во-первых, не повторять ошибки учащихся, то есть избегать подобных фраз: «Почему на школе? Не на школе, а в школе». Во-вторых, не персонифицировать ошибки.
«В речи учителя должны звучать только правильные конструкции русского языка, чтобы именно они отложились в памяти учащиеся. Работая над исправлением ошибок, учитель не должен их персонифицировать. Например, не следует говорить так: «Вчера Илен опять сделала несколько ошибок на употребление видов». Персонификация ошибок ‒ это опять-таки источник отрицательных эмоций, которых следует всеми способами избегать на уроке», ‒ пояснила Гульнара Батырбековна.
Далее в ходе выступления Гульнара Батырбековна описала архитектуру смешанного обучения с применением платформы или приложения Akelius. По ее словам, предлагаемый детям текст или языковой материал должен вызвать у них интерес, иметь определенную коммуникативную ценность и логическую четкость, а также отражать основные стилистические особенности языка.
В ходе практического закрепления педагогам предлагалось найти фрагмент из приложения Akelius под один из предложенных приемов или видов упражнений и аргументировать свой выбор. Выполнив задание, учителя могли поделиться опытом, найденными решениями или же при необходимости спросить совета у коллег.
Напомним, что МУИТ участвует в совместном с Akelius и ЮНИСЕФ проекте с ноября 2021 года. Данная инициатива нацелена на социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В проекте принимает участие 9 школ Казахстана, учителя которых проводят занятия в формате смешанного обучения с использованием платформы Akelius.
Ожидается, что к моменту завершения пилотного проекта в начале 2023 года обучение на платформе Akelius пройдут 250 детей, а методология изучения языка в смешанном формате станет примеров для повышения грамотности по другим дисциплинам и преподаванию в цифровой среде.