Профессоры кафедры языков Международного университета информационных технологий прокомментировали комплекс уроков на платформе Akelius, курса по повышению грамотности для детей-инофонов по уровню В1.1. Эти уроки размещены на шведской образовательной платформе Akelius и рассчитаны на детей-репатриантов в возрасте от 5 до 17 лет. Данный проект по повышению грамотности реализуется в Казахстане с сентября 2021 года и совместно разрабатывается фондом Akelius, ЮНИСЕФ и МУИТ. На образовательной платформе Akelius имеется 5 поэтапных уровней. Заведующая кафедрой языков МУИТ Жаннура Манапбаева пояснила, какой именно уровень прокомментировали эксперты. «Мы находим технические ошибки, а также предлагаем методически и технически улучшить курс русского языка на платформе, расписываем методические рекомендации по проведению каждого урока на платформе. В целом в октябре и ноябре 2023 года мы с языковыми экспертами МУИТ откомментировали уровень В1.1.» – сообщила заведующая кафедрой языков МУИТ Жаннура Манапбаева.
Кандидат филологических наук, ассистент-профессор кафедры языков Евгений Медведев рассказал, какие виды ошибок встречаются чаще всего на платформе и с чем это связано. «Проверка учебных материалов на платформе «Акелиус» проводилась с целью обнаружения технических, фактологических, грамматических ошибок и оценки предлагаемого к изучению материала. В ходе проверки были обнаружены технические ошибки: в предложенных вариантах ответа было два одинаковых варианта; на картинке написано одно слово, а диктор, озвучивающий этот же текст, произносит другое слово; пропущена буква в слове (пригасить вместо пригЛасить)», – сказал Евгений Юрьевич. По его словам, также была обнаружена грубая фактологическая ошибка: временной отрезок между 1900 и 2000 годами был назван девятнадцатым веком, хотя это двадцатый век.
Евгений Медведев привёл несколько примеров неправильного использования слов в контексте: «Слово укрепляемое вместо закрепляемое (эти слова имеют разное значение, и в данном контексте нужно именно слово закрепляемое; ошибочное смешение в одном контексте слов быть уверенным и надеяться, которые взаимно исключают друг друга. Сюда же можно отнести неправильно составленное предложение: Земля – это тоже поверхность. Поэтому нужно либо уточнить “от поверхности пола или земли”, либо просто сказать: “от поверхности земли“ (без или)», – пояснил он.
«Выражение “от поверхности или земли“ некорректное», – подчеркнул Евгений Медведев. При этом он добавил, что в объяснении грамматического материала было обнаружено неправильное объяснение правил, касающихся правописания глаголов и отглагольных существительных (слитное / раздельное написание НЕ ДО… или НЕДО… с глаголами).
Его коллега, ассоциированный профессор, кандидат филологических наук Динара Алиева отметила, что уроки достаточно интересные, в особенности тематика – Професии, Хобби – являются актуальными и занимательными, при этом указала, что чаще всего встречаются речевые ошибки типа тавтологии, которые могут быть допустимы в устной разговорной речи. «Мне показалось, что уроки 71-73 (хобби) легче в плане тематики, содержания и заданий, чем предыдущие 61-63 (профессии), на что я указала в Трелло. Их можно было бы поменять местами, так как доска Трелло удобна для интерактивного взаимодействия и комментирования», – добавила Динара Асылхановна. Ассоциированный профессор, кандидат филологических наук Оксана Бубликова дала свои комментарии по урокам, выявив стилистические, орфографические и технические ошибки. «Она притворяется балериной». (Не совсем корректный пример. В этом подразделе он используется несколько раз. У слова «притворяться» другое значение. Притворяться можно больным, заботливым…», – отметила Оксана Васильевна.
К техническим недостаткам участники проекта относят то, что нет объяснения того, что в некоторых заданиях существует возможность выбора двух правильных ответов, как правило выбирается только один вариант, а также до сих пор в навигации остается весьма неудобным то, что нельзя вернуться на шаг или более назад. Для этого надо проходить все задания из определенного раздела с самого начала. "Стрелка" возвращает лишь в начало того задания, в котором вы находитесь в данный момент. Также, по их мнению, некоторые темы – например, ноты и партитура, кажутся сложными для понимания. Но во время посещения школ экспертами было отмечено, что дети хорошо воспринимают новую информацию и справляются с такими заданиями.
Языковые эксперты МУИТ указали, что самое важное при составлении и комментировании уроков является оценка того, позволит ли освоенный материал ученикам выйти в реальную языковую практику в среду русскоговорящих людей.