IITU
6 – 11 мая 2024 года языковые эксперты МУИТ провели тренинги для учителей на тему «Инструменты смешанного обучения: конструируем урок» на онлайн-платформе ZOOM.

Языковыми и методическими экспертами МУИТ был запланирован и проведен ряд тренингов с 6 по 11 мая на тему «Инструменты смешанного обучения: конструируем урок» на онлайн-платформе ZOOM. В тренингах приняли участие учителя из школ городов Шымкент, Астана и Алматы, задействованные в проекте по повышению грамотности детей, не говорящих на русском языке.


Ведущими спикерами данного тренинга выступили: Алиева Динара Асылхановна к.ф.н., ассоциированный профессор кафедры языков АО МУИТ по русскому языку и Суранчина Айнур Жумановна сениор-лектор, эксперт по Student Voice Алматинского университета энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева по английскому языку.


Алиева Динара отмечает, что Смешанное обучение (blended learning) является одним из наиболее инновационных и прогрессивных направлений в современном образовании. По мнению Алиевой Динары: «Существует общая схема модели смешанного обучения. Интересно, что раньше смешанное обучение не было настолько востребованным и использовалась либо в школах для одарённых детей (например, в Стэндфордской школе для одарённых детей), либо в школах для детей-инвалидов. И только в последние годы оно стало полноправным участником образовательного процесса».


В целом методические эксперты рассматривают несколько основных трендов смешанного обучения 2024 года:

  • Внедрение искусственного интеллекта
  • Искусственный интеллект упрощает процесс разработки уроков
  • Платформы обучающего опыта
  • Социальное обучение
  • Простота использования высококачественного контента


Тренинг, продолжительностью в 60 минут, был нацелен на практическую работу с учителями. Экспертами были представлены преимущества и возможности организации урока в формате смешанного обучения. Как поясняет Алиева Динара: «Существует различные варианты смешанного обучения. Есть ротационные модели. Они предполагают, что есть некоторые точки (станции), которые посещают ученики. Посещение может быть групповым, индивидуальным, организованным четко или организованным по какому-то индивидуальному плану. Самое понятная и известная модель — это модель перевернутого класса, которая предполагает, что есть обучение в школе и дома. Дома, учащиеся знакомятся с учебным материалом в онлайне, а в школе применяют его на практике уже в проектах, в активном обучении. Также дома возможна и отработка этого материала. Но в любом случае в перевернутом классе мы предполагаем, что ученик дома работает онлайн и действительно знакомится с новым учебным материалом. Эта модель очень распространена. Например, во Франции есть Ассоциация перевернутого класса».


Динара Асылхановна подчеркнула, что важно понимать, что прочитать учебник самостоятельно, – казалось бы, простое задание. Но, когда учитель просто предлагает прочитать ученику учебник, ничего не меняется по сравнению с традиционным уроком, с традиционной школой. Отличие в том, что в перевернутом классе начинают применять различные варианты онлайн-взаимодействия с учеником для того, чтобы понимать, что он сделал дома, чтобы выстраивать свое взаимодействие в классе на основании того, что сделали дома. Для этого можно использовать различные опросы, тесты, давать интерактивные задания. Они позволяют учителю увидеть, кто же действительно что-то прочитал и понял.

Рисунок1.png

Как резюмировала языковой эксперт: «Например, если вы дали на дом прочитать учебник, то вы к этому учебнику дали какие-то вопросы и дальше посмотрели, кто из детей на эти вопросы как ответит. В результате, вы можете понимать, как вам построить урок с учетом того, что у вас есть часть детей, которая что-то сделала и реально готова к уроку, и часть детей, которые не готовы. Вы знаете, кому что предложить и по-разному включаете детей в активности».


Айнур Жумановна отметила, что следующая модель «Ротация станций» является удобной в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей в определенном темпе. Содержание деятельности определяется учителем.


Деятельность обучающихся в рабочих зонах можно сравнить с кусочками пазла, сложив который (пройдя все рабочие зоны), обучающийся получает целостную картину.

Рисунок2.png

Алиева Динара отмечает, что RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики по формуле:

R – Role (Роль)

A – Audience (Аудитория)

F-Forma (формат)

T-Topic (тема)

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Выяснение, кому может предназначаться данный текст

Выбор жанра, формы повествования

Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем

По мнению Алиевой Динары: «Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи; является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать, формулировать выводы».


В практической части тренинга эксперты предложили учителям попробовать сконструировать урок в предложенных группах:


1 группа: Модель Ротация станций. Урок 82-83. Международный день Земли.

Рисунок3.png

2 группа: РАФТ . Урок 84-85. Великие изобретатели.

Рисунок4.png

3 группа: Перевернутый класс. Урок 83-84. Умные вещи.


В завершении тренинга Динара Асылхановна и Айнур Жумановна получили обратную связь от учителей.


«Я считаю, что наш 3-дневный тренинг прошел довольно-таки успешно, в первую очередь благодаря тому, что подключилось большинство участников, которые были заинтересованы и вовлечены в процесс преподавания, а также были активны и выполняли порученные задания в ходе тренинга», – заключила координатор проекта, PhD, заведующий кафедрой языков АО МУИТ Манапбаева Жаннура.

Версия сайта для слабовидящих