Языковыми и методическими экспертами МУИТ был запланирован и проведен ряд тренингов с 6 по 11 мая на тему «Инструменты смешанного обучения: конструируем урок» на онлайн-платформе ZOOM. В тренингах приняли участие учителя из школ городов Шымкент, Астана и Алматы, задействованные в проекте по повышению грамотности детей, не говорящих на русском языке.
Ведущими спикерами данного тренинга выступили: Алиева Динара Асылхановна к.ф.н., ассоциированный профессор кафедры языков АО МУИТ по русскому языку и Суранчина Айнур Жумановна сениор-лектор, эксперт по Student Voice Алматинского университета энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева по английскому языку.
Алиева Динара отмечает, что Смешанное обучение (blended learning) является одним из наиболее инновационных и прогрессивных направлений в современном образовании. По мнению Алиевой Динары: «Существует общая схема модели смешанного обучения. Интересно, что раньше смешанное обучение не было настолько востребованным и использовалась либо в школах для одарённых детей (например, в Стэндфордской школе для одарённых детей), либо в школах для детей-инвалидов. И только в последние годы оно стало полноправным участником образовательного процесса».
В целом методические эксперты рассматривают несколько основных трендов смешанного обучения 2024 года:
- Внедрение искусственного интеллекта
- Искусственный интеллект упрощает процесс разработки уроков
- Платформы обучающего опыта
- Социальное обучение
- Простота использования высококачественного контента
Тренинг, продолжительностью в 60 минут, был нацелен на практическую работу с учителями. Экспертами были представлены преимущества и возможности организации урока в формате смешанного обучения. Как поясняет Алиева Динара: «Существует различные варианты смешанного обучения. Есть ротационные модели. Они предполагают, что есть некоторые точки (станции), которые посещают ученики. Посещение может быть групповым, индивидуальным, организованным четко или организованным по какому-то индивидуальному плану. Самое понятная и известная модель — это модель перевернутого класса, которая предполагает, что есть обучение в школе и дома. Дома, учащиеся знакомятся с учебным материалом в онлайне, а в школе применяют его на практике уже в проектах, в активном обучении. Также дома возможна и отработка этого материала. Но в любом случае в перевернутом классе мы предполагаем, что ученик дома работает онлайн и действительно знакомится с новым учебным материалом. Эта модель очень распространена. Например, во Франции есть Ассоциация перевернутого класса».
Динара Асылхановна подчеркнула, что важно понимать, что прочитать учебник самостоятельно, – казалось бы, простое задание. Но, когда учитель просто предлагает прочитать ученику учебник, ничего не меняется по сравнению с традиционным уроком, с традиционной школой. Отличие в том, что в перевернутом классе начинают применять различные варианты онлайн-взаимодействия с учеником для того, чтобы понимать, что он сделал дома, чтобы выстраивать свое взаимодействие в классе на основании того, что сделали дома. Для этого можно использовать различные опросы, тесты, давать интерактивные задания. Они позволяют учителю увидеть, кто же действительно что-то прочитал и понял.
Как резюмировала языковой эксперт: «Например, если вы дали на дом прочитать учебник, то вы к этому учебнику дали какие-то вопросы и дальше посмотрели, кто из детей на эти вопросы как ответит. В результате, вы можете понимать, как вам построить урок с учетом того, что у вас есть часть детей, которая что-то сделала и реально готова к уроку, и часть детей, которые не готовы. Вы знаете, кому что предложить и по-разному включаете детей в активности».
Айнур Жумановна отметила, что следующая модель «Ротация станций» является удобной в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей в определенном темпе. Содержание деятельности определяется учителем.
Деятельность обучающихся в рабочих зонах можно сравнить с кусочками пазла, сложив который (пройдя все рабочие зоны), обучающийся получает целостную картину.
Алиева Динара отмечает, что RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики по формуле:
R – Role (Роль) |
A – Audience (Аудитория) |
F-Forma (формат) |
T-Topic (тема) |
Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему |
Выяснение, кому может предназначаться данный текст |
Выбор жанра, формы повествования |
Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем |
По мнению Алиевой Динары: «Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи; является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать, формулировать выводы».
В практической части тренинга эксперты предложили учителям попробовать сконструировать урок в предложенных группах:
1 группа: Модель Ротация станций. Урок 82-83. Международный день Земли.
2 группа: РАФТ . Урок 84-85. Великие изобретатели.
3 группа: Перевернутый класс. Урок 83-84. Умные вещи.
В завершении тренинга Динара Асылхановна и Айнур Жумановна получили обратную связь от учителей.
«Я считаю, что наш 3-дневный тренинг прошел довольно-таки успешно, в первую очередь благодаря тому, что подключилось большинство участников, которые были заинтересованы и вовлечены в процесс преподавания, а также были активны и выполняли порученные задания в ходе тренинга», – заключила координатор проекта, PhD, заведующий кафедрой языков АО МУИТ Манапбаева Жаннура.