IITU

Эксперты МУИТ провели уроки-тренинги в городах Казахстана

С 21 по 29 апреля языковые и методические эксперты МУИТ посетили школы Нур-Султана и Шымкента, задействованные в проекте по повышению грамотности детей, не говорящих на русском языке. Наблюдение за уроками и живое общение позволили им наметить дальнейшие шаги по организации тренингов для учителей и созданию методического руководства по оцениванию учащихся.

Рисунок8.png

Языковой эксперт, ассоциированный профессор кафедры языков МУИТ Динара Алиева отметила, что во всех школах занятия проходят в благоприятной атмосфере. По ее словам, чувствуется, что это необязательные уроки, а факультативные, дополнительные. Уроки у всех учителей разные: педагоги ищут и используют различные инструменты для достижения единой цели – помочь детям адаптировался в новой среде через русский язык.

«Учителя Нур-Султана кажутся мне более успешными. Возможно, это объясняется и оснащенностью школ, и общей подготовленностью детей и учителей. У учителей Нур-Султана создался алгоритм работы с планшетом – 25 минут на уроке по 3 раза. В начале урока – упражнение; в середине – песня, игры; в конце – квиз», – отмечает Динара Асылхановна.

Ассистент-профессор Оксана Бубликова отметила техническую оснащенность школы-лицея №60, которую они посетили во время поездки, а также профессиональную подготовленность педагогов этой школы. По ее словам, в Нур-Султане действительно высокий уровень школ и подхода отдельных руководителей к исполнению своих обязанностей: и учитель, и директор активно участвуют в проекте, отчего дети, несмотря на то, что разноуровневые и разновозрастные, справляются с задачами.

«В школе светлые аудитории, везде есть оргтехника, каждый учитель имеет, кроме индивидуального компьютера, свой принтер. Везде обустроены рекреации для комфортного отдыха. Есть две библиотеки, танцевальный класс. Учитель, задействованный в проекте, преподает по правилам РКИ. Ее урок нас впечатлил и даже несколько поменял наши планы: вместо того, чтобы показать свой урок-тренинг, мы лишь проанализировали урок Анар Сериковны», – сказала Оксана Васильевна.

В Шымкенте ситуация оказалась сложнее. Эксперты связывают это с тем, что учителя используют традиционный подход вместо методики РКИ.

«Нашей основной задачей было показать, что традиционный подход не всегда хорошее решение в этом вопросе, потому как детей надо обучать по другой методике – Русский как иностранный для детей. Наши старания были направлены прежде всего на методику», – подчеркнула Оксана Васильевна.

Как отмечает Динара Алиева, учителям не хватает опыта работы в иноязычной аудитории. Такие выводы делают и эксперты МУИТ, и сами сотрудники школы.

«Педагоги работают по методике начальной школы, тексты и задания сложные, которые не способствуют достижению ожидаемых результатов. Необходимы материалы по преподаванию РКИ, которые мы даем на тренингах», – говорит Динара Асылхановна.

Такие тренинги проходят ежемесячно в формате онлайн. Во врем поездки в Шымкент эксперты МУИТ провели урок-тренинг на тему «Путешествие» в игровой форме офлайн. В ходе занятия они показывали ученикам картинки с транспортом и с удивлением обнаружили, что дети не знают, что такое троллейбус. Это стало интересным моментом для беседы с детьми. Хорошую практику показали упражнения с междисциплинарными связями: рисование, пение. Все упражнения и задания носили групповой характер, в практике РКИ такой подход позволяет преодолеть страх перед публичным ответом на изучаемом языке. Также всем понравилась фонетическая разминка-игра, которая позволяет сразу настроить детей на живое общение.

В время урока дети оценивали себя с помощью фишек, а в конце занятия провели саморефлексию с помощью интерактивного упражнения «Дерево успеха».

«Только один ученик отметил, что он волновался и переживал, чувствовал себя неуверенно (повесил на дерево стикер в виде сердечка). Остальные были довольным своими достижениями и результатами», – вспоминает Динара Асылхановна.

Учителя проходили анкетирование до и после тренинга. Они отметили, что им стало понятнее, как работать, не объясняя грамматику, избегая сложных тем. Кроме того, участники проекта пришли к общему решению о необходимости разработки дескрипторов.

«По результатам встреч с учителями нами разработаны дескрипторы, с помощью которых каждый учитель сможет оценить и проанализировать достижения своих учеников», – заключила Оксана Васильевна.

Эти дескрипторы станут частью руководства по мониторингу прогресса и оценки знаний учащихся. Это позволит отслеживать эффективность каждого занятия в частности и всего проекта в целом.

Версия сайта для слабовидящих