IITU

Портрет современного школьника: что необходимо учитывать?

Языковые эксперты МУИТ, а также психологи описали портрет современного школьника. Они объяснили, каким должен быть образовательный процесс сегодня, чтобы по итогу мы получили высокий уровень грамотности и компетенций у молодого поколения.

Без заголовка.png

Психолог Юлия Нестеренкова описала портрет современного школьника. По ее словам, это уже не тот ученик, который был 5-10 лет назад.

«Дети третьего тысячелетия практически с первых дней знакомы с гаджетами, родители (или близкое взрослое окружение) сами не замечая того подсаживают ребенка на компьютерные игры и многочасовой просмотр мультсериалов. В своей практике я сталкиваюсь с такими родителями, которые вообще не читают детям сказки, не просят их пересказать, не учат стихи и скороговорки. А это не может не сказаться на формировании мыслительных процессов в целом, дети начинают поздно говорить, имеются речевые нарушения», – считает Юлия Окровна.

По ее словам, формирование общего интеллекта человека закладывается в раннем детском и дошкольном возрасте, и он тесно связан с развитием речевых навыков, т.е. к первому классу каждый пятый ребенок имеет затруднения с речью, с коммуникацией, не развит навык общения, нет принятия задачи. А это однозначно оказывает влияние на учебный процесс.

«Предлагаю собрать образ современного школьника с учетом особенностей окружающих условий. Во-первых: мозг современных детей заполнен визуальной информацией (фото, и видео в социальных сетях, легкой доступностью просмотра фильмов не всегда соответствующих психофизиологическому развитию, и компьютерными играми). Во-вторых, у них уже сформировано совершенно другое восприятие, это не хорошо и не плохо. Они в силу сформированного интеллекта и своего мировоззрения выбирают из гигантского потока информации, только то, что их цепляет. И здесь очень важно родителям и педагогам работать в тандеме, что бы развить навык фильтрации поступающей информации», – подчеркивает Юлия Окровна.

Психолог отмечает, что воспитание в семье всегда было фундаментом для развития человека, и сколько бы мы не говорили сейчас о влиянии интернета, личный пример является главным в формировании интернет интересов детей.

1.png

Психолог Татьяна Остапенко отмечает, что школа сейчас не учитывает то, как дети предпочитают получать информацию.

«Современный школьник старается получить ту информацию, которая ему интересна. Потребность познания, получения новых знаний никуда не делась, она просто ушла из школы. Дети с превеликим удовольствием ходят на разные кружки, смотрят познавательные ролики и программы, подписываются на блогеров, которые рассказывают про страны, про то, как устроены предметы, про физику, химию, разные вещи и то, как они в жизни применяются. Школа совсем не в том формате дает детям то, что они хотят получить», – считает Татьяна Александровна.

По ее словам, у школьников младшего, среднего и старшего звена процесс познания идет по-разному. В начальной школе дети должны обучаться через игру, ученики среднего звена – через деятельность, и только старшая школа – через общение. Со старшеклассниками уже можно говорить, беседовать, устраивать дискуссии.

«Психология ребенка устроена так, что до 8 лет ребенок познает окружающий мир через игру. А у нас что происходит? Они приходят в нулевой класс в 5 лет или в старшую группу детского сада, и им уже раздают тетрадки, и в этих тетрадках нет игрового компонента», – считает Татьяна Александровна.

Описывая современных школьников, Татьяна Остапенко отмечает, у них изменилась работа мозга – появилось клиповое мышление.

«Вы заметили, что мы все пытаемся смотреть, а не читать? Мы пытаемся соединить минимум текста, визуальную картинку и аудиальную информацию. Информация, которую дети действительно запоминают, идет небольшими кусочками. У нас поменялось то, как физиологически мозг работает. То есть раньше он работал примерно 1,5 минуты, на 10 секунд выключался, потом опять 1,5 минуты работал. Это был достаточно большой промежуток, за 1,5 минуты можно было взять много информации. Сейчас мозг работает 20-30 секунд, 10 секунд перерыв, опять 20-30 секунд работы и 10 секунд перерыв. За 20-30 секунд мало чего можно туда положить», – сообщила Татьяна Александровна.

Во время уроков Татьяна Остапенко рекомендует учителям говорить четко, конкретно, как клип – маленькими информативными блоками – и вводить большое количество деятельности.

«Если мы добавим опору на интерес, учет психологических особенностей, учет смены социальной позиции – субъектно-субъектной, тогда они будут хотеть учиться. У них колоссальная жажда знаний. Они как в пустыне – каждый источник информации для них как оазис. Они сидят в гаджетах, потому что ищут важную для них информацию. Мир стал динамичным, сейчас нужно двигаться быстро, значит, информация тоже должна получаться быстро», – советует Татьяна Александровна.

Ассистент-профессор кафедры языков МУИТ Евгений Медведев считает, что поднятый психологами вопрос актуален. Он объяснил, почему игровой компонент должен присутствовать на уроке, и подсказал, как можно реализовать это на уроках русского языка.

«Игровая форма подачи материала эффективна, особенно для детей младшего школьного возраста. У детей ещё не развито логическое мышление, благодаря которому они могли бы сознательно усваивать учебный материал, анализируя его и выявляя какие-то закономерности», – сказал Евгений Юрьевич.

По его словам, для ребёнка игра является основной формой познания окружающего мира. Поэтому, когда учебный материал подаётся в форме игры, ребёнок вовлекается в процесс и может усвоить нужную информацию как бы в фоновом режиме, за счёт ассоциаций с персонажами игры, цветами, звуками и т.п. Для этого учителя-предметники могут использовать на своих уроках электронные ресурсы. В качестве примера Евгений Медведев назвал проект для повышения грамотности детей, прибывших из других стран, который совместно реализуют Akelius, ЮНИСЕФ и МУИТ.

«Проект "Акелиус", подразумевающий использование электронного инструмента для изучения языка, является хорошим подспорьем для учителя, который работает с детьми, только начинающими изучать иностранный язык, так как задания в "Акелиусе" разработаны с использованием игровой методики», – отметил Евгений Юрьевич.

2.png

МУИТ участвует в совместном с Akelius и ЮНИСЕФ проекте с ноября 2021 года. Данная инициатива нацелена на социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В проекте принимает участие 9 школ Казахстана, учителя которых проводят занятия в формате смешанного обучения с использованием платформы Akelius.

Ожидается, что к моменту завершения пилотного проекта (февраль, 2023) обучение на платформе Akelius пройдут 250 детей, а методология изучения языка в смешанном формате станет примеров для повышения грамотности по другим дисциплинам и преподаванию в цифровой среде.

Версия сайта для слабовидящих