Как построить урок РКИ? Консультация от экспертов МУИТ
28 января 2022 года эксперты МУИТ провели методический семинар для учителей школ на тему «Поурочное планирование занятий РКИ при работе в разноуровневой группе». Консультация проводилась в рамках совместного с Akelius и ЮНИСЕФ проекта по повышению грамотности детей, прибывших в Казахстан.
Методические эксперты МУИТ ассоциированный профессор Эльмира Еркебекова и ассистент-профессор Евгений Медведев рассказали, какой должна быть система заданий, чтобы дети учились языку легко и приятно, не отдавая себе отчета в том, что они на самом деле учатся.
Для начала эксперты напомнили, какие структурные части имеет урок, а затем раскрыли важность каждой из них. Как отмечает Эльмира Калдыбековна, вводная часть урока помогает настроиться на работу – активизировать у учеников зрительный, слуховой и артикуляционный анализаторы. Однако в реальной практике учителя порой пренебрегают вводной части и сразу же переходят либо к проверке домашнего задания, либо к объяснению нового материала.
«Начало урока лучше связать с фронтальной работой – организационной формой деятельности, в которую включается весь учебный коллектив; это снимает чувство напряжения, позволяет вначале «распределить ответственность» за качество речевой деятельности между учениками. Фонетическая зарядка, короткая беседа отлично вовлекает группу в атмосферу изучаемого языка», – советует она.
В качестве примеров фонетической зарядки эксперты привели ряд упражнений:
- «Веселая обезьянка»: растянуть губы в широкой улыбке, а затем вытянуть их в трубочку (5 раз).
- «Часики»: кончик языка двигать влево-вправо по верхним зубам (под счет).
- «Почистим зубки»: водить за верхними и нижними зубами кончиком языка.
- «Качели»: поднимать и опускать кончик языка за верхние и нижние зубы.
- «Змейка»: водить остреньким язычком между зубами в быстром темпе.
- «Маляр»: кончиком языка водить по небу.
- «Лошадки»: поцокать языком.
- «Блинчики»: высунуть язычок и положить на нижнюю губу; поднять на верхнюю и удерживать под счет от 3,5,7,10 раз.
- «Горка» кончик языка положить на нижние зубы и выгнуть его; а затем медленно вытянуть язык вперед между зубами (5 раз).
Далее в ходе консультации эксперты рассказали о месте платформы Akelius в учебном процессе и объяснили, как преподавателю выстраивать работу в разноуровневой группе, чтобы занятие было интересным и информативным для каждого учащегося.
«Для учителя разноуровневая группа – это дополнительная подготовка, стресс. Если в группе находятся ученики разных уровней, то было бы хорошо провести диагностический тест внутри группы учителю для себя, чтобы лучше ориентироваться при подготовке к занятиям. Результаты диагностического теста не обязательно говорить ученику», – рекомендует Евгений Юрьевич.
По его словам, на просторах интернета есть масса тестов для определения сертификационного уровня, как вариант – диагностические тесты Татьяны Эсмантовой. При этом следует отметить, что деление на «сильных» и «слабых» учеников будет условным.
«Разноуровневость группы – это ее отрицательная черта, которая несет в себе массу лингвистических, психологических и организационных трудностей. Сильные учащиеся не должны утратить мотивацию и интерес к учебе, а слабые не должны ощущать неуверенности, чувства собственной ущербности, испытывать боязнь перед ошибкой», – подчеркивает Эльмира Калдыбековна.
Педагогу желательно учитывать все эти проблемные моменты еще на стадии подготовки к занятию: продумать варианты коллективных, парных форм работы, работу по цепочке, а также некоторые игровые методики и обязательно дифференцировать подачу учебного материала. В ходе консультации эксперты МУИТ на конкретных примерах рассказали, как это можно сделать.
«Работающие с детьми педагоги должны искать новые формы работы. Сделайте из занятий весёлую игру. Не старайтесь передать вашему ученику все знания, которые есть у вас. Будьте психологом, чувствуйте вашего ученика, выясните его цели. Не ждите чуда. Только благодаря упорной работе вы добьётесь результатов», – заключили эксперты.