23 и 24 февраля 2023 года в режиме онлайн прошли заключительные тренинги исследователя Кейт Мэлони Уильямс на тему «Передовой опыт в смешанном обучении и формативном оценивании». В тренинге участвовали школы Астаны, Алматы и Шымкента, задействованные в пилотном проекте Akelius по обучению детей, требующих особого подхода в получении знаний.
Кейт Мэлони Уильямс проводила во многих странах исследования и оказывала техническую поддержку по проектам USAID, INEE, Всемирного банка и МИПО-ЮНЕСКО. Сейчас она ведет исследовательскую и оценочную деятельность в Центре трансформации преподавания и обучения в Университете Мэриленд.
«Область моих исследований включает цифровую грамотность и синдром дезинформации, цифровую педагогику, онлайн-обучение и цифровое развитие. Помимо чтения лекций в университете, я работала помощником учителя на уроках грамотности и счета в школах Нью-Йорка. После войны в Шри-Ланке я работала там инструктором по творческому письму, а также учителем информатики и английского языка», – рассказала о себе Уильямс.
Участники тренинга определили стратегии обучения для студентов с разными уровнями и способностями, а также узнали, что такое дифференциация и почему ее нужно примерять в разноуровневых группах.
«Дифференциация означает корректировку содержания, процесса и продукта. Она включает в себя использование разных уровней на занятии. По правде говоря, нет такого понятия, как группа с единым уровнем. Дифференциация гарантирует успех всех обучающихся», – пояснила Уильямс.
В ходе тренинга учителя узнали, как управлять разноуровневой группой, как проводить дифференциацию в режиме онлайн и как использовать цифровые инструменты и стратегии оценивания в разноуровневых группах при помощи глобальных кейсов.
Кейт Уильямс дала следующие рекомендации по дифференциации и планированию урока.
- Используйте группы одного уровня.
- Разбивайте большие задачи на мелкие.
- Предоставьте модель ответа при говорении или письменных заданиях.
- Работайте над полезными фразами, словарным запасом и структурой.
- Определите базовые знания и результаты. Затем определите, чему бы вы хотели научить более продвинутых учащихся.
- Подумайте о студентах с более низкими навыками – как вы можете им помочь? Какие базовые знания будут более управляемыми?
- Старайтесь не перегружать учеников.
«Всегда предлагайте студентам варианты. Им понравится класс, который «бросает им вызов» и позволяет расти в своем собственном темпе», – советует она.
Исследователь предлагает опросить учащихся для того, чтобы выявить их интересы и способности. В ходе выступления она показала примерные вопросы, которые позволять собрать полезную для педагога информацию.
«Когда у вас появится больше информации о сильных и слабых сторонах ваших учеников, поменяйте свои цели в каждой группе, чтобы удовлетворить потребности каждого студента. Начните урок с объяснения вашей основной цели. Затем попросите учащихся поставить свои собственные цели. Их ответы будут действовать в качестве их личных языковых целей», – рекомендует исследователь.
В конце занятия Кейт Уильямс предлагает проводить викторины или игры, чтобы оценить прогресс учащихся. Если результаты превышают собственные цели студентов, то их нужно похвалить. Если же получилось хуже, чем студент ожидал, следует признать их усилия и показать, как добиться успеха в следующий раз.
Подытоживая выступление Кейт Уильямс, можно выделить следующие способы эффективного дифференцирования и планирования уроков: группировать учащихся в зависимости от их способностей; разбивать задания на более мелкие; давать примеры для устных и письменных заданий; фокусироваться на полезной лексике и структуре; определять базовые знания и результаты; учитывать учащихся с более низкими либо высокими навыками и избегать изнурения студентов.