С 24 по 27 января 2023 года в режиме онлайн прошли тренинги по этическим принципам общения c детьми, испытывающими трудности в образовательном процессе: дети в миграционных процессах, дети, требующие особого подхода в получении знаний. В тренинге приняли участие школы Астаны, Алматы и Шымкента, задействованные в пилотном проекте Akelius.
Тренинг вели Ирина Мацкевич, клинический и семейный психолог, кандидат психологических наук, и Роза Акылбекова, правозащитник и заместитель руководителя Международного бюро по правам человека и соблюдению законности.
Участники тренинга познакомились с национальным законодательством по правам несовершеннолетних, а затем отработали приемы по включению детей в образовательный процесс и преодолению этических дилемм.
Как напомнила Ирина Мацкевич, при работе с детьми необходимо опираться на следующие документы:
- Конституция РК (глава 2), (ст. 27)
- Конвенция о правах ребенка (ст. 14, 19, 28, 29)
- Закон РК «О правах ребенка» (ст. 10)
- Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье»
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III (по состоянию от 11.01.2020 г.)
- Закон о миграции населения (по состоянию на 11.07.2021г.)
- Приказ Министра образования и науки РК от 11 мая 2020 г. № 190 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 12 мая 2020 г. №20619)
- Постановление Правительства РК от 29 сентября 2017г. № 602 Об утверждении Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы и Плана мероприятий по реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы.
«У нас есть три кейса. Первый – о девочке Ашрафи, которая не хотела снимать платок. Второй – об Азате, который вернулся из зоны боевых действий. Третий – об учителе Айгуль Советовне. Обсудите в группах эти кейсы и напишите на доске с помощью стикеров результаты обсуждений», – сказала Ирина Мацкевич.
Участники тренинга указали, какие этические риски они видят в каждой ситуации, и предложили варианты их преодоления.
«Не старайтесь решить проблему широко, отметьте 1-3 пункта по каждому вопросу», – посоветовала Ирина Мацкевич участникам тренинга.
Она отметила, что ни одно изображение, используемое в кейсе, не соответствует реальной ситуации или реальному ребенку.
«Все фотографии взяты для иллюстрации ситуаций. Все ситуации, представленные в тренинге большей частью имеют реальные истории, но и включают значительные изменения для отсутствия идентификации с любым ребенком и семьей», – предупредила она.
После групповой работы правозащитник Ирина Мацкевич рассказала о принципах педагогической этики, адаптации и интеграции детей с подобными судьбами и описала портрет ребенка, вернувшегося из зон конфликта, его семейную ситуацию. Правозащитник Роза Акылбекова в свою очередь рассказала о международных стандартах и руководствах по отношению к детям («Конвенция о Правах ребенка», «Гаагская конвенция» и др.).
Получив новые знания, участники тренинга приступили к работе с кейсами по второму кругу и дополнили свои ответы. Для удобства члены команд использовали интерактивную доску. Совместная работа закончилась обсуждением результатов и принятием мнений и стратегий сопровождения детей, оказавшихся в миграционном процессе.