IITU

С 24 по 27 января 2023 года в режиме онлайн прошли тренинги по этическим принципам общения c детьми, испытывающими трудности в образовательном процессе: дети в миграционных процессах, дети, требующие особого подхода в получении знаний. В тренинге приняли участие школы Астаны, Алматы и Шымкента, задействованные в пилотном проекте Akelius.

Тренинг вели Ирина Мацкевич, клинический и семейный психолог, кандидат психологических наук, и Роза Акылбекова, правозащитник и заместитель руководителя Международного бюро по правам человека и соблюдению законности.

1111.png

Участники тренинга познакомились с национальным законодательством по правам несовершеннолетних, а затем отработали приемы по включению детей в образовательный процесс и преодолению этических дилемм.

Как напомнила Ирина Мацкевич, при работе с детьми необходимо опираться на следующие документы:

  • Конституция РК (глава 2), (ст. 27)
  • Конвенция о правах ребенка (ст. 14, 19, 28, 29)
  • Закон РК «О правах ребенка» (ст. 10)
  • Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье»
  • Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III (по состоянию от 11.01.2020 г.)
  • Закон о миграции населения (по состоянию на 11.07.2021г.)
  • Приказ Министра образования и науки РК от 11 мая 2020 г. № 190 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 12 мая 2020 г. №20619)
  • Постановление Правительства РК от 29 сентября 2017г. № 602 Об утверждении Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы и Плана мероприятий по реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы.

222222.png

«У нас есть три кейса. Первый – о девочке Ашрафи, которая не хотела снимать платок. Второй – об Азате, который вернулся из зоны боевых действий. Третий – об учителе Айгуль Советовне. Обсудите в группах эти кейсы и напишите на доске с помощью стикеров результаты обсуждений», – сказала Ирина Мацкевич.

Участники тренинга указали, какие этические риски они видят в каждой ситуации, и предложили варианты их преодоления.

33333.png

44444.png

«Не старайтесь решить проблему широко, отметьте 1-3 пункта по каждому вопросу», – посоветовала Ирина Мацкевич участникам тренинга.

Она отметила, что ни одно изображение, используемое в кейсе, не соответствует реальной ситуации или реальному ребенку.

«Все фотографии взяты для иллюстрации ситуаций. Все ситуации, представленные в тренинге большей частью имеют реальные истории, но и включают значительные изменения для отсутствия идентификации с любым ребенком и семьей», – предупредила она.

5555.jpg

После групповой работы правозащитник Ирина Мацкевич рассказала о принципах педагогической этики, адаптации и интеграции детей с подобными судьбами и описала портрет ребенка, вернувшегося из зон конфликта, его семейную ситуацию. Правозащитник Роза Акылбекова в свою очередь рассказала о международных стандартах и руководствах по отношению к детям («Конвенция о Правах ребенка», «Гаагская конвенция» и др.).

66666.jpg

Получив новые знания, участники тренинга приступили к работе с кейсами по второму кругу и дополнили свои ответы. Для удобства члены команд использовали интерактивную доску. Совместная работа закончилась обсуждением результатов и принятием мнений и стратегий сопровождения детей, оказавшихся в миграционном процессе.

77777.png

Версия сайта для слабовидящих