IITU

В 28-29 ноября 2022 года национальные эксперты Альмира Тажигулова и Гульнара Ахметова проанкетировали девять пилотных школ, задействованных в проекте по повышению грамотности детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Над проектом «Техническая поддержка на центральном уровне для улучшения навыков владения русским языком среди уязвимых групп детей для их интеграции и улучшения результатов обучения в Казахстане на уровне начальной и средней школы» с 15 ноября 2021 года совместно работают ЮНИСЕФ, Akelius и МУИТ.

С октября 2022 года в проект были привлечены национальные эксперты Тажигулова Альмира Избасаровна – доктор технических наук, президент АО «Национальный центр информатизации», Ахметова Гульнара Батырбековна – доктор педагогических наук, профессор кафедры «Технологии обучения» университета «Сырдария». Эти эксперты проанализировали текущее состояние цифровой среды в пилотных школах, провели консультации и приступили к разработке руководства по созданию, улучшению и поддержанию цифровой среды на базе школы.

5555.jpg

В ходе исследования национальные эксперты познакомились с директорами школ, завучами по информатизации, учителями информатики, русского языка, инженерами, обслуживающими компьютерное оборудование. На встречах они обсуждали перспективы развития проекта, актуальные проблемы цифровизации процесса обучения, воспитания и менеджмента в школе. Свои выводы и предложения они изложили в специальном отчете.

«Организация уроков по проекту является дополнительным учебным процессом в школах, за исключением школ г. Астаны. Несмотря на то, что дети устают после основных уроков, они с удовольствием изучают русский язык с применением платформы Akelius.

Работа с планшетными устройствами нравится как педагогам, так и учащимся», – отмечает в своем отчете Гульнара Батырбековна.

66666.jpg

Эксперты считают, что процесс смешанного обучения в условиях платформы Akelius необходимо синхронизировать с типовой учебной программой по русскому языку. Кроме того, на их взгляд, необходимо разработать четкие требования к количеству часов в неделю.

«Сейчас занятия по проекту в разных школах идут по-разному. В Астане занятия проводятся два раза в неделю по два часа, а в Алматы и Шымкенте – два раза в неделю по одному часу. Дефицит учебных кабинетов наблюдается в школе-гимназии №152 города Алматы обучение в три смены, а также в двух школах Шымкента – №50 и № 76», – отмечается в документе.

77777.jpg

Национальные эксперты считают, что для эффективного обучения количество детей в группах не должно превышать 10 учеников. Также для достижения результата предоставленная техника, в том числе планшеты, по мнению экспертов, должна быть доступна для учеников не только во время уроков.

«Предлагаем рассмотреть условия передачи планшетов домой, так как в настоящее время лишь в одной школе (школа № 60 г. Астаны) детям разрешают забирать их домой, тогда как в остальных школах с планшетами занимаются по 15-20 минут в классе. Такие условия снижают эффективность всего проекта», – считают эксперты.

Также в своем отчете они указали, что на рабочем месте учителя должны быть компьютер, принтер, сканер, проектор или интерактивный экран, чтобы педагог мог объяснять тему централизованно для всего класса.

88888.jpg

«Все учителя заявили о необходимости краткосрочного планирования каждого урока. На наш взгляд, этот вопрос является не трудоемким, так как можно решить следующим образом: подключить всех учителей пилотных школ и отобрать показательные уроки, по которым могут быть разработаны планы самими педагогами. Если каждый учитель разработает план урока по 10 темам, в совокупности будет разработано 110 уроков. Далее разместить эти разработки в сети для доступа всем учителям», – рекомендуют эксперты.

Еще в своем отчете эксперты указывают на отсутствие чётких критериев определения коммуникативных навыков на начальном этапе обучения и на данном этапе.

«Мы не увидели достижения планируемых результатов по русскому языку. Необходим механизм технического и методического сопровождения и оценивания промежуточных результатов внедрения (через каждые три месяца, 4 раза в год)», – делятся своими наблюдениями эксперты.

99999.jpg

Также анкетирование показало, что не все учителя знакомы с работой в автономном режиме ПО Akelius. Эксперты рекомендуют предоставить им подробную инструкцию пользователя Akelius, охватывающую все уровни, где пошагово представлены действия и этапы продвижения по программному обеспечению. Также они просят рассмотреть вопрос оплаты интернет-трафика для учителей.

«Для загрузки программного обеспечения «Акелиус» и его постоянного обновления требуется интернет-подключение. В большинстве школ интернет слабый или он отсутствует, учителя русского языка оплачивают доступ в интернет за счет личных средств. Рекомендуем предусмотреть ежемесячную оплату за интернет-трафик, так как загрузка ПО Akelius требует много времени», – советуют эксперты.

10101010.jpg

Эксперты в ходе исследования проанализировали результаты тренингов, проводимых для учителей пилотных школ. В ходе анкетирования учителя попросили проводить тренинги в режиме офлайн в аудитории с целью погружения в практику.

«Необходимо рассмотреть вопрос выдачи сертификата для учителей об участии в проекте и для школы, так как «участие в проектах» является важным критерием при аттестации педагогов и лицензировании школ», – заключили эксперты.

Результаты исследования лягут в основу пособия «Цифровая образовательная среда: руководство по применению и внедрению в школах». Ожидается, что опираясь на него, техспециалисты, предметники и администрация школ создадут и обеспечат правильное функционирование цифровой среды.

Версия сайта для слабовидящих