В 28-29 ноября 2022 года национальные эксперты Альмира Тажигулова и Гульнара Ахметова проанкетировали девять пилотных школ, задействованных в проекте по повышению грамотности детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Над проектом «Техническая поддержка на центральном уровне для улучшения навыков владения русским языком среди уязвимых групп детей для их интеграции и улучшения результатов обучения в Казахстане на уровне начальной и средней школы» с 15 ноября 2021 года совместно работают ЮНИСЕФ, Akelius и МУИТ.
С октября 2022 года в проект были привлечены национальные эксперты Тажигулова Альмира Избасаровна – доктор технических наук, президент АО «Национальный центр информатизации», Ахметова Гульнара Батырбековна – доктор педагогических наук, профессор кафедры «Технологии обучения» университета «Сырдария». Эти эксперты проанализировали текущее состояние цифровой среды в пилотных школах, провели консультации и приступили к разработке руководства по созданию, улучшению и поддержанию цифровой среды на базе школы.

В ходе исследования национальные эксперты познакомились с директорами школ, завучами по информатизации, учителями информатики, русского языка, инженерами, обслуживающими компьютерное оборудование. На встречах они обсуждали перспективы развития проекта, актуальные проблемы цифровизации процесса обучения, воспитания и менеджмента в школе. Свои выводы и предложения они изложили в специальном отчете.
«Организация уроков по проекту является дополнительным учебным процессом в школах, за исключением школ г. Астаны. Несмотря на то, что дети устают после основных уроков, они с удовольствием изучают русский язык с применением платформы Akelius.
Работа с планшетными устройствами нравится как педагогам, так и учащимся», – отмечает в своем отчете Гульнара Батырбековна.

Эксперты считают, что процесс смешанного обучения в условиях платформы Akelius необходимо синхронизировать с типовой учебной программой по русскому языку. Кроме того, на их взгляд, необходимо разработать четкие требования к количеству часов в неделю.
«Сейчас занятия по проекту в разных школах идут по-разному. В Астане занятия проводятся два раза в неделю по два часа, а в Алматы и Шымкенте – два раза в неделю по одному часу. Дефицит учебных кабинетов наблюдается в школе-гимназии №152 города Алматы обучение в три смены, а также в двух школах Шымкента – №50 и № 76», – отмечается в документе.

Национальные эксперты считают, что для эффективного обучения количество детей в группах не должно превышать 10 учеников. Также для достижения результата предоставленная техника, в том числе планшеты, по мнению экспертов, должна быть доступна для учеников не только во время уроков.
«Предлагаем рассмотреть условия передачи планшетов домой, так как в настоящее время лишь в одной школе (школа № 60 г. Астаны) детям разрешают забирать их домой, тогда как в остальных школах с планшетами занимаются по 15-20 минут в классе. Такие условия снижают эффективность всего проекта», – считают эксперты.
Также в своем отчете они указали, что на рабочем месте учителя должны быть компьютер, принтер, сканер, проектор или интерактивный экран, чтобы педагог мог объяснять тему централизованно для всего класса.

«Все учителя заявили о необходимости краткосрочного планирования каждого урока. На наш взгляд, этот вопрос является не трудоемким, так как можно решить следующим образом: подключить всех учителей пилотных школ и отобрать показательные уроки, по которым могут быть разработаны планы самими педагогами. Если каждый учитель разработает план урока по 10 темам, в совокупности будет разработано 110 уроков. Далее разместить эти разработки в сети для доступа всем учителям», – рекомендуют эксперты.
Еще в своем отчете эксперты указывают на отсутствие чётких критериев определения коммуникативных навыков на начальном этапе обучения и на данном этапе.
«Мы не увидели достижения планируемых результатов по русскому языку. Необходим механизм технического и методического сопровождения и оценивания промежуточных результатов внедрения (через каждые три месяца, 4 раза в год)», – делятся своими наблюдениями эксперты.

Также анкетирование показало, что не все учителя знакомы с работой в автономном режиме ПО Akelius. Эксперты рекомендуют предоставить им подробную инструкцию пользователя Akelius, охватывающую все уровни, где пошагово представлены действия и этапы продвижения по программному обеспечению. Также они просят рассмотреть вопрос оплаты интернет-трафика для учителей.
«Для загрузки программного обеспечения «Акелиус» и его постоянного обновления требуется интернет-подключение. В большинстве школ интернет слабый или он отсутствует, учителя русского языка оплачивают доступ в интернет за счет личных средств. Рекомендуем предусмотреть ежемесячную оплату за интернет-трафик, так как загрузка ПО Akelius требует много времени», – советуют эксперты.

Эксперты в ходе исследования проанализировали результаты тренингов, проводимых для учителей пилотных школ. В ходе анкетирования учителя попросили проводить тренинги в режиме офлайн в аудитории с целью погружения в практику.
«Необходимо рассмотреть вопрос выдачи сертификата для учителей об участии в проекте и для школы, так как «участие в проектах» является важным критерием при аттестации педагогов и лицензировании школ», – заключили эксперты.
Результаты исследования лягут в основу пособия «Цифровая образовательная среда: руководство по применению и внедрению в школах». Ожидается, что опираясь на него, техспециалисты, предметники и администрация школ создадут и обеспечат правильное функционирование цифровой среды.