№AP09563181
Руководитель проекта Дайнеко Евгения Александровна, PhD, ассоциированный профессор
Цель проекта. Разработка мобильного приложения много язычной образовательной платформы (казахский, русский, английский) для дистанционного изучения физики в высших и средних учебных заведениях с использованием технологии дополненной реальности.
Актуальность. Развитие информационно-коммуникационных технологий ставят перед школой новые задачи. Учебник перестает быть единственным источником знаний для школьника. Возникает потребность в формировании у школьника таких навыков, как ориентироваться в современном информационном пространстве, решать нестандартные задачи, умение работать в команде, самостоятельно планировать, анализировать и оценивать свою деятельность. Это может быть достигнуто благодаря мобильным устройствам, являющимися мощным инструментом для моделирования, взаимодействия и наблюдения. Таким образом, идея использования мобильных технологий в образовательной среде становится все более актуальной.
С появлением новых вычислительных мощностей у мобильных устройств (планшетов, смартфонов) открылись новые перспективы для применения, в частности, в торговле, промышленности, медицине, образовании и т.д. В сфере образования мобильные устройства обладают высоким потенциалом, который при грамотной интеграции может сформировать новую эффективную модель в обучении.
В связи с этим идя данного проекта заключается в разработке собственного мобильного приложения для изучения физики с использованием технологии дополненной реальности.
Ожидаемые результаты.
Ожидаемый научный эффект заключается в разработке собственного программного продукта на базе современных смарт-технологий с применением технологии дополненной реальности. Реализация проекта обеспечит повышение качества подготовки специалистов технических специальностей путем привлечения к выполнению проекта студентов бакалавриата, магистратуры и PhD докторантов. При разработке программного продукта применен экологический подход, который рассматривает объект, как часть окружающей среды, правило в форме экосистемы с учетом устойчивого развития. Мультипликативный эффект заключается в неоднократном использовании разрабатываемого продукта в высших, средне-специальных и средних образовательных учреждениях, а также любыми заинтересованными пользователями. Научно-технический эффект заключается в развитии направления виртуальной и дополненной реальности, компьютерной визуализации, а также перехода к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.
Достигнутые результаты.
С целью определить набор требований к мобильному приложению был проведен анализ рынка подобных коммерческих и некоммерческих проектов. Их выбор был основан на схожести тематики: образовательное ПО, а также способе подачи: виртуальные лабораторные работы. Таким образом был сформирован следующий набор требований:
- Реалистичность моделей, имитирующих лабораторное оборудование;
- Совместимость с наиболее популярными платформами: iOS, Android;
- Соответствие симулируемого процесса реальному физическому эксперименту;
- Работа приложения в режиме дополненной реальности.
Из-за специфики проекта – проведение физических экспериментов, большое внимание было уделено разработке прототипа сцены эксперимента. Это было реализовано с помощью технологий, которые позволяют создавать в виртуальном мире близкие к реальным прототипам образы. Для того чтобы предоставить пользователям свободу в выполнении работы, значительная часть экрана определена как поле для самостоятельной работы. Наиболее приемлемой платформой для разработки прототипа виртуальной физической лаборатории был выбран игровой движок Unity 3D, который является кроссплатформенной средой и осуществляет принцип работы WORA (write once, run anywhere). Функционал был написан на языке программирования C#. Графические модели были созданы с использованием Substance Painter.
Произведена сборка проекта, разработано мобильное приложение для изучение физик с использованием технологии дополненной реальности, проведено тестирование проекта на выявление критических ошибок при исполнении программы.
Протестирован пользовательский интерфейс приложения, а также его адаптивность к различным размерам устройств.
Для комфортного взаимодействия с разработанным приложением, а также его внедрением в образовательный процесс были написаны методические указания по выполнению лабораторных работ.
Методические указания представляют из себя путеводитель, который описывает функционал приложения, каждый из элементов интерфейса, что позволяет легко приступить к работе с программой.
Список публикаций:
- Е.А. Дайнеко, Д.Д. Цой, А.М. Сейтнұр, М.Т. Ипалакова, Ж.Б. Кальпеева. «Разработка мобильного приложения для изучения физики с использованием технологии дополненной реальности». Вестник ВКТУ им. Д. Серикбаева. – 2021. – №4 (138). – С.63-70
- Ye. Daineko, A. Seitnur, D. Tsoy, M. Ipalakova, R. Sharshova, “Development of a mobile textbook using augmented Reality technology for studying physics”, Proceedings of ICERI2021 Conference 8th-9th November 2021. P. 6481-6486
- A. Niyazgulova, N. Ibragimov, G. Zakirova, Y. Daineko, D. Tsoy, A. Seitnur, “Implementation of bologna process tools in the technology of education in secondary vocational School”, Proceedings of ICERI2021 Conference 8th-9th November 2021. P. 6552-6562
- Y.A. Daineko, D.D. Tsoy, A.M. Seitnur, M.T. Ipalakova. Development of a mobile e-learning platform on physics using augmented reality technology. iJIM ‒ Vol. 16, No. 5, 2022. P. 4-18
Авторские свидетельства:
- Ипалакова М.Т., Дайнеко Е.А., Цой Д. Д., Сейтнұр А. М. Авторское cвидетельство №21094 «Разработка полиязычного мобильного приложения (казахский, русский, английский) для дистанционного изучения физики в высших и средних учебных заведениях с использованием технологии дополненной реальности»
Состав исследовательской группы:
№ п/п |
Ф.И.О., ученая степень, ученое звание |
Основное место работы, должность |
Публикационная активность |
1 |
Дайнеко Евгения Александровна, PhD |
АО МУИТ, ассоциированный профессор |
Scopus ID: 36060995800 ORCID: 0000-0001-6581-2622 |
2 |
Цой Дана Дмитриевна, магистр |
АО МУИТ, руководитель лаборатории смешанной реальности |
Scopus ID: 57203037057 ORCID: 0000-0003-0172-9760 |
3 |
Сейтнұр Айгерім Мұхтарқызы, магистр |
АО МУИТ, сениор-лектор |
Scopus ID: 57209970291 ORCID: 0000-0003-1058-1016 |