IITU

Эксперты МУИТ поделились методикой по организации учебной среды в школе

8 октября 2022 года на платформе Zoom прошел методический семинар на тему «Организация учебной среды на уроках при смешанном формате обучения». В рамках семинара эксперты МУИТ раскрыли содержание понятия «учебная среда», рассказали о специфике смешанного формата обучения, а также описали такие модели смешанного обучения, как «Перевёрнутый класс» и «Ротация станций».

В ходе доклада к.ф.н., ассоциированный профессор Эльмира Еркебекова отметила, что учебная среда складывается из нескольких факторов. Во-первых, на учебную среду оказывают влияние операционные принципы – это непосредственно организация учебного процесса, отношения учителя и учеников, их настрой на занятие. Во-вторых, физические элементы – удобная расстановка мебели, доступ к гаджетам и интернету, наличие стендов, плакатов, иллюстраций, которые помогают ученикам визуально воспринимать информацию, вовлекаться в материал, который они проходят.

«Благоприятная среда в классе для комфортного обучения – это в первую очередь настроение ученика и учителя. Это среда, где ученики мотивированы на расширение знаний, развитие навыков, повышение самооценки. Организовать такую учебную среду помогает опыт учителя. В безопасной среде обучения ученики более открыты, они готовы делиться своими мыслями, задавать вопросы, принимать участие в диалогах. У них есть желание идти в класс, где их ждут, где им рады, где им комфортно», – объяснила Эльмира Калдыбековна.

Есть много способов и стратегий, которые позволяют организовать комфортную учебную среду. В качестве одного их них Эльмира Калдыбековна называет совместную разработку правил для класса.

«Ученики совместно с учителем разрабатывают правила и закрепляют их на стенде. Важный момент – избегайте фраз «Ты должен то, ты должен это». Формулировка правил должна быть такой, чтобы ученикам самим она нравилась. Можно сделать по аналогии с популярными сейчас «Правилами дома», «Правилами кухни». Эти правила сосредоточены на отношениях, на настроении», – пояснила Эльмира Калдыбековна.

В качестве примера она предложила такие правила:

  • Любить и поддерживать друг друга.
  • Всегда говорить правду.
  • Верить в себя и в чудеса.
  • Начинать новый день с улыбки.
  • Много смеяться.
  • Выполнять свои обещания.

«Правила, которые ученики сами с учителем создадут для своего класса, помогут поддерживать дисциплину и положительный настрой – каждый ученик будет на них глядеть и понимать, что это правила нашего кабинета. Естественно, для классов помладше будут одни правила, для классов постарше – другие», – подчеркнула Эльмира Калдыбековна.

В большом практическом руководстве Akelius приводятся примеры настоятельно рекомендуемых печатных материалов, которые должны висеть в классе. Помимо стенда правил, Akelius рекомендует разместить в кабинете:

- графики, которые отражают работу над рядом тем;

- лучшие работы учеников для повышения мотивации (можно сменять еженедельно или ежемесячно);

- интерактивные письменные тексты (для малышей – тексты с картинками);

- книги классной библиотеки для чтения на переменах.

Кроме того, Эльмира Калдыбековна рекомендует создать плейлист и включать на переменах музыку, чтобы создать в классе хорошее, рабочее настроение. Такая музыка будет особенно кстати в пасмурные дни, подчеркивает эксперт.

11.png

Ее коллега, к.ф.н., ассистент-профессор Евгений Медведев рассказал про формирование культуры смешанного обучения и о его самых распространенных моделях «Перевёрнутый класс» и «Ротация станций».

«В традиционном образовательном процессе учитель объясняет новую тему ученикам в классе, а на дом дает задание на закрепление. Модель «Перевернутый класс» подразумевает, что ученик осваивает новый материал дома с помощью электронных средств либо учебников и дополнительных материалов, а в классе в присутствии учителя выполняет задания. Такая модель не дает ученикам списывать домашние задания друг у друга», – сказал Евгений Юрьевич.

По его словам, при модели «Перевернутый класс» ученик, который что-то не понял при самостоятельном изучении новой темы, может сформулировать конкретный вопрос и обсудить его на занятии.

12.png

Принцип работы по другой модели под названием «Ротация станций» заключается в том, что учитель делит класс на несколько групп и дает каждой группе определенное задание. Кабинет при этом должен быть разделен на три зоны: зона работы с учителем, зона работы в группах и зона работы онлайн (или зона практической, самостоятельной работы). У учеников будет индивидуальное расписание, которое позволит перемещаться по станциям.

«В системно-деятельностном подходе есть требования, что учитель говорит во время урока не более 10 минут, а ученики работают самостоятельно не менее 50% времени. При смешанном формате обучения это легко осуществить, используя модель «Ротация станций». На сегодня она является одной из популярнейших моделей смешанного формата обучения», – отметил Евгений Юрьевич.

13.png

По его словам, вариантов ротации станций множество: можно поделить класс не на три группы, а на 4 и, соответственно, сделать 4 станции, или же сократить их число до двух – здесь у учителя много свободы в действиях. В модели «Ротация станций» удобно отрабатывать пробелы в знаниях. Можно провести тестирование в Google Формах для определения правил, которые вызывают сложности у учеников, сгруппировать учащихся по этим критериям и для каждой группы сформулировать отдельные задания на отработку конкретных правил.

«При модели «Ротация станций» у учителя есть возможность более индивидуально подойти к ученикам, потому что ему придется одномоментно работать не со всем классом, а только с несколькими учениками. Таким образом, учитель сможет прояснить наиболее сложные моменты, которые не поняли ученики, разобрать типовые ошибки, проверить усвоение материала», – заметил Евгений Юрьевич.

14.png

Для зоны работы онлайн на уроках русского языка можно использовать платформу Akelius, которая направлена на повышение грамотности и формирование цифровых навыков у детей, прибывших в Казахстан из-за рубежа и оказавшихся в непростой жизненной ситуации. МУИТ участвует в совместном с Akelius и ЮНИСЕФ проекте с ноября 2021 года. В проекте принимают участие 9 школ Казахстана.

Посмотреть методический семинар полностью можно по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/1q1lkMlkWv_ZyFxcFCD-tncJxKCcofXnz/view

Версия сайта для слабовидящих