IITU

Методсеминар по РКИ: что важно знать учителю

7 декабря 2021 года языковые эксперты МУИТ провели обучающий семинар «Русский язык как иностранный. Методика РКИ» для учителей школ, участвующих в пилотном проекте фонда Akelius и ЮНИСЕФ, который направлен на развитие грамматических и цифровых навыков у детей, прибывших в Казахстан из-за рубежа.

В ходе интерактивной лекции ассоциированный профессор Динара Алиева рассказала о двух методах РКИ – переводном (через правила к речи) и прямом (через речь к пониманию правил). По ее словам, во время преподавания нельзя отдавать предпочтение только одному методу – для эффективного обучения они должны совмещаться. При этом сначала педагог должен научить ребенка понимать речь, различать слова в звуковом потоке и только потом обучать правилам.

«Самое сложное – помочь ребенку преодолеть барьер и начать говорить. Мы работаем со взрослыми людьми, которые целенаправленно пришли учить язык. У вас работа сложнее: маленькие дети – это другой возрастной контингент. С помощью наших советов вам будет легче распознавать условные обозначения и проще работать с платформой Акелиус, принцип работы которой построен на методике РКИ», – обратилась Динара Асылхановна в ходе семинара к учителям.

Рисунок13.png

Ассистент-профессор Оксана Бубликова в свою очередь разобрала материалы по фонетике и произношению, предоставленные на платформе Akelius. Она рассказала, что делать, если ребенок не выговаривает звуки. В частности, Оксана Васильевна объяснила фонетические игры «Умный мячик», «Художник», «И я тоже!», «Откликнись» и другие.

«Мы предлагаем ряд фонетических игр и заданий на формирование и улавливание звуков, так как уже на начальном этапе стоит ставить целью научить детей важным для РЯ особенностям фонетического оформления речи: твердых и мягких, звонких и глухих, согласных, различных по редуцированности гласных, ударению, которое, кстати, подвижное, выражению эмоций с помощью интонаций», – отмечает Оксана Васильевна.

Рисунок14.jpg

Для отработки правильного произношения большую ценность представляют стихи, которые содержат часто употребляемые речевые образцы и лексические единицы. Оксана Васильевна в своем выступлении рассказала об этапах работы со стихотворениями на занятии.

«Отбор осуществляется с учетом особенностей учеников. При работе над стихами важно научить учеников выбирать из текста отдельные речевые образцы и слова и использовать их в своих высказываниях. Стихотворения должны быть небольшими по объему, несложными и интересными», – пояснила Оксана Васильевна.

В качестве рефлексии эксперты МУИТ провели анкетный онлайн-опрос. Полученные данные позволят подготовить материал для следующего методического семинара.

Версия сайта для слабовидящих