Центр образовательных инноваций и
SMART обучения
Цель:
Центра образовательных инноваций и Smart-обучения (далее - «ЦОИ Smart»):
- повышение качества подготовки молодых специалистов за счет внедрения новых форм и методов обучения.
Задачи: ЦОИ Smart:
- улучшение качества подготовки специалистов с учетом совершенствования квалификационных требований;
- активизация инновационной деятельности студентов, магистрантов, докторантов и преподавателей;
- формирование новых научных подходов к учебному и профессиональному содержанию осваиваемых в университете учебных курсов (внедрение практикоориентированного бакалавриата);
- апробация актуальных для современного высшего и среднего профессионального образования педагогических теорий и практик;
- внедрение инновационных и уже доказавших свою эффективность технологий, методов и приемов обучения в учебную деятельность университета.
- создание модели Smart-обучения подразумевающее создание с помощью современных информационных и организационных систем интеллектуальной, высокотехнологичной, комфортной для человека среды обучения;
- участие в организации и создании образовательных программ по новым специальностям;
- участие в формировании отраслевой системы квалификаций в сфере ИКТ;
- участие в разработке профессиональных стандартов в ИКТ-сфере;
- внедрение системы сертификации квалификации специалистов в сфере ИКТ;
- обеспечению взаимодействия с отраслевыми, региональными советами по развитию технического и профессионального образования и подготовки повышения квалификации ИКТ кадров.
SMART-обучение представляет собой такую образовательную парадигму, которая предполагает адаптивную реализацию образовательного процесса, возможную на основе использования информационных SMART-технологий. Реализация парадигмы SMART-обучения направлена на формирование процесса обучения и воспитания для приобретения знаний, навыков, умений и компетенций, необходимых для гибкого и адаптивного взаимодействия с изменяющейся социальной, экономической и технологической средой. SMART-обучения должно обеспечить возможность использовать преимущества глобального информационного общества для удовлетворения образовательных потребностей и интересов.
Шарипов Бахыт Жапарович
Директор ЦОИ м Smart-обучения,
д.п.н., к.т.н., академик МАИН,
иностранный академик РАЕН
Основные принципы SMART-обучения
1. Использование в образовательной программе актуальных сведений для решения учебных задач: скорость и объем информационного потока в образовании и любой профессиональной деятельности стремительно нарастает, существующие учебные материалы необходимо дополнять сведениями, поступающими в режиме реального времени, для подготовки учащихся к решению практических задач.
2. Организация самостоятельной познавательной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся. Данный принцип является доминирующим при подготовке студентов к творческому поиску решения поставленных задач, самостоятельной информационной и исследовательской деятельности.
3. Реализация учебного процесса в распределенной среде обучения. Образовательная среда не должна ограничиваться территорией учебного заведения или пределами системы ДО. Процесс обучения должен быть непрерывным.
4. Гибкие образовательные траектории, индивидуализация обучения. Многообразие образовательной деятельности требует предоставления широких возможностей для учащихся по изучению образовательных программ и курсов, использованию инструментов в учебном процессе в соответствии с их возможностями здоровья, материальными и социальными условиями.
Основные направления работ ЦОИ Smart:
Направление 1.
Именно концепция Smart Еducation позволяет построить образовательный процесс по-новому. В 2018/2019 учебном году в МУИТ были приняты студенты на бакалавриатский уровень по специальности «Информатика и организация цифровизации образования». Все дисциплины, связанные с ИКТ из рабочего плана этой специальности, проводит МУИТ, а педагогические дисциплины по договоренности – Казахский национальный педагогический университет им. Абая (КазНПУ). При этом привлекается не только ППС данного университета, но и его лабораторно-практическая база, библиотека.
Преимущество такого обучения для МУИТ – не создается новая кафедра, лабораторно-практическая база, не закупается литература педагогического профиля для студентов. Лекции и часть практических занятий по педагогическим дисциплинам будут вестись по вебинару, а лабораторные работы, семинары - на базе КазНПУ.
Такая технология обучения будет расширяться и совершенствоваться и для других новых специальностей, в содружестве с другими университетами не только Казахстана, но и других стран.
Направление 2.
В 2019/2020 учебном году начаты работы по созданию образовательных программ по биоинформатике. Совместно с Институтом физиологии человека и животных проводится работа по совместной подготовке специалистов по направлению биоинформатика на уровне бакалавриата и магистратуры. Дисциплины, связанные с биологическим направлением, будут проводиться на базе института с привлечением докторов наук, работающих там. Магистрантам гарантируются темы диссертаций, связанные с реальными проектами и при необходимости устройство на работу по совместительству. В основу образовательного процесса берется концепция Smart Еducation. Уже заключен Меморандум между двумя организациями и ведутся подготовительные работы по реализации специальности биоинформатика.
Направление 3.
Следующий проект, который уже развивается на подготовительном этапе – это цифровое право.
Интернет превратился в крупную площадку для создания, ведения и развития крупных бизнес-проектов. Современное законодательство еще недостаточно полно регулирует эту новую сферу, беря за основу международный опыт и действующее международное законодательство. В киберпространстве совершаются как специфические правонарушения, такие как нарушение прав интеллектуальной собственности (авторские, патентные права, права на секрет-производства), так и «обычные преступления» – мошенничество, вымогательство, незаконное предпринимательство и т.п. Одновременно крупные компании должны создать такую надежную защиту IT-систем, в которых хранятся конфиденциальные данные, чтобы такие системы могли противостоять кибер-атакам.
Цели проекта: Повышение качества подготовки специалистов в сфере ИКТ и цифрового права, создание единого рынка образовательных услуг, внедрение двух дипломного образования.
Видение: Наличие конкурентоспособных и мобильных кадров для Казахстана и на пространстве ЕАЭС.
Участники проекта: АО Международный университет информационных технологий (МУИТ), Казахский национальный педагогический университет им. Абая (КазНПУ).
Результаты проекта должны обеспечить:
Создание образовательных программ для 2-х дипломного образования;
Развитие смешанного и мобильного обучения;
Внедрение прогрессивных методов обучения;
Создание гибкой образовательной среды;
Создание WEB-портала для сетевого обучения;
Открытая среда обмена знаниями и опытом;
Создание массового открытого образовательного контента (МООС);
Разработка методики и аппаратно-программной реализации Smart-обучения;
РУПы на основе опережающего обучения;
Внедрение 2-х дипломного образования;
Привлечение лучших зарубежных практик в подготовке специалистов по цифровому праву;
Повышение качества образовательных услуг и повышение конкурентоспособности специалистов новой формации;
Создание курсов повышения квалификации в сфере цифрового права для специалистов уже работающих в различных отраслях экономики Казахстана.
Траектория обучения: