10 декабря 2022 года на базе столичной школы-лицея №53 в формате офлайн прошел методический семинар на тему «Баланс языковых навыков при смешанном формате обучения РКИ с использованием платформы Akelius».
Выступающая кандидат филологических наук, ассоциированный профессор кафедры языков МУИТ Еркебекова Эльмира Калдыбековна рассказала, что такое смешанный формат обучения, а также раскрыла понятие аудирование, объяснив его трудности и технологии.
«Смешанное обучение – это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу), онлайн-обучение, предполагающее элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, и интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн», – сообщает Эльмира Калдыбековна.
По ее словам, устное общение состоит из говорения и слушания, которые в методике называются аудированием. Понятие аудирование и слушание не синонимичны. Слушание – это акустическое восприятие звукового ряда. Аудирование же, помимо слушания, предполагает понимание и интерпретацию воспринимаемой информации.
Говоря о трудностях аудирования, Эльмира Калдыбековна разделила их на 6 групп. Так, по ее словам, на качество аудирования влияют:
- условия восприятия,
- источник аудирования,
- языковая форма и содержательное наполнение аудиотекста,
- форма предъявления аудиотекста,
- типы высказывания (монолог, диалог),
- социокультурная составляющая обучения.
Чтобы научить детей аудированию, учитель должен поощрять прослушивание фономатериалов дома и в лингафонном кабинете, а также обучить детей использованию опор и ориентиров.
«В методике различают визуальные и вербальные опоры при обучении аудированию. К визуальным опорам относятся карты, картинки, фотографии, схемы, планы местности и другие графические материалы. Вербальные опоры могут быть представлены в виде ключевых слов, плана, заголовков, разнообразных анкет, позволяющих слушающему членить текст в соответствии с предложенным способом», – пояснила Эльмира Калдыбековна.
Важно обучить школьников находить ориентиры в самом аудиотексте. Это могут быть интонационно выделяемые слова, заголовки и подзаголовки, слова с логическим ударением, риторические вопросы, повторы. Эксперт предлагает разбить работу над текстом на следующие этапы:
1) Дотекстовый, на котором проводится инструктаж и дается предваряющее задание.
2) Текстовый, на котором дети слушают аудио.
3) Послетекстовый, где идет контроль понимания аудиотекста.
Следующий выступающий, кандидат филологических наук, ассистент-профессор кафедры языков МУИТ Евгений Юрьевич Медведев объяснил, как держать баланс языковых навыков «чтение» и «письмо» на уроках РКИ.
По словам Евгения Юрьевича, у учащихся выработана техника чтения, если есть прочная связь между буквами и звуками и выработаны навыки артикуляции и интонирования на уровне текста.
«Очень важным умением для процесса чтения является прогнозирование – умение правильно угадывать слово по отдельным его элементам и предвидеть последующие слова фразы», – подчеркнул Евгений Юрьевич.
В ходе тренинга он назвал упражнения по выработке навыков техники чтения, которые выполняются вслух, а затем перешел к аспектам письма и рассказал, в какой последовательности должны вводиться буквы.
«Обучая письму, мы работаем над техникой письма и над развитием умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка. Буквы надо вводить с учётом степени возрастания трудности их написания», – пояснил он.
По его словам, существуют буквы «нулевого ранга сложности» – в них исходный элемент равен букве (г, о, с, ь). Далее следуют буквы «первого ранга сложности», объединяющие два элемента (д, у, а). Возможно использование комбинированного метода, при котором буквы группируются в серии по общности графических элементов (о, а, ю, д, б, ф, я или и, й, ш, ц, щ, у).
В ходе семинара учителя могли задать интересующий вопрос спикерам, внести свои дополнения и уточнения. Напомним, совместный с Akelius и ЮНИСЕФ проект реализуется в Казахстане с осени 2021 года. Ожидается, что к моменту завершения проекта (февраль, 2023) обучение на платформе Akelius пройдут 250 детей, а методология изучения языка в смешанном формате станет примером для повышения грамотности по другим дисциплинам и преподаванию в цифровой среде.