Апрель, 2022
В апреле 2022 года координатор фонда Akelius Филипп Тестот-Ферри посетил Казахстан в рамках совместного с Akelius, ЮНИСЕФ и МУИТ проекта по реализации курса для повышения грамотности детей, не говорящих на русском языке. Также языковые и методические эксперты МУИТ посетили ряд школ в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте, чтобы проследить прогресс учащихся и дать рекомендации по использованию платформы Akelius на занятиях. Кроме того, в апреле состоялись онлайн-тренинговые сессии по технологиям смешанного обучения, цифрового обучения, а также ряд методических консультаций для учителей.
Координатор фонда Akelius Филипп Тестот-Ферри посетил Казахстан
5-14 апреля 2022 года координатор шведского фонда Akelius Филипп Тестот-Ферри посетил Казахстан, чтобы ознакомиться с ходом реализации совместного с ЮНИСЕФ и МУИТ проекта по повышению уровня грамотности у детей, не говорящих на русском языке.
В рамках своего визита Филипп Тестот-Ферри посетил три города: Нур-Султан (4-7 апреля), Шымкент (7-10 апреля) и Алматы (10-15 апреля). В столице координатор встретился с командой ЮНИСЕФ и с представителями «Центра модернизации образования». В ходе встречи обсуждались реализация инициативы, работа цифровых лабораторий, проводимые для учителей тренинги, а также подготовка к этическому тренингу для национальных партнеров. Кроме того, Филипп Тестот-Ферри посетил уроки в пилотных школах: гимназии №67 и лицее № 53. Целью визита было посмотреть, как используется платформа Akelius на занятиях и лично пообщаться с учителями и школьной администрацией по поводу устойчивости проекта.
Далее Филипп Тестот-Ферри направился в Шымкент, где встретился с представителями управления образования города и членами НПО «Сана Сезiм». Благодаря этой поездке он узнал их видение касательно программы, получил отзыв и обсудил возможности для масштабирования проекта в другие школы города. В Шымкенте Филипп Тестот-Ферри также посетил школы, где в рамках проекта через платформу Akelius обучаются дети из Афганистана и Кыргызстана. Учителя показали и рассказали, как они ведут урок, используют оборудование и оценивают знания учеников.
Завершающим этапом визита стала поездка в Алматы, где Филипп Тестот-Ферри встретился с ректором МУИТ Аскаром Хикметовым и командой проекта, а также с членами НПО «Родник». В Алматы он посетил пилотные школы №152 и № 186 и КГУ «Центр Поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» управления образования города Алматы.
Стоит отметить, что дипломатические отношения между Швецией и Казахстаном были установлены 7 апреля 1992 года. В этом году отмечается их 30-летний юбилей.
С 2017 года ЮНИСЕФ в Казахстане реализует программу ЮНИСЕФ-ЕС по защите детей, затронутых миграцией. Целью партнёрства между ЮНИСЕФ в Казахстане и фондом Akelius является поддержка доступного непрерывного обучения для тех, кто, по мнению школы, сильно отстает в навыках грамотности, особенно для детей, затронутых миграцией, или детей, вернувшихся из зон вооруженных конфликтов, во время и после пандемии COVID-19 путем предоставления доступа к развитию навыков грамотности и цифровому курсу изучения языков.
Эксперты МУИТ рассказали, как замотивировать учеников
23 и 29 апреля 2022 года ассоциированный профессор кафедры языков МУИТ Эльмира Еркебекова и ее коллега ассистент-профессор Евгений Медведев провели методическую консультацию по мотивации учеников разных возрастов и уровней (возраст 5-14 и 15-17 лет). Они рассказали, как возрастные особенности влияют на стремление изучать язык.
«Есть физиологически обусловленные закономерности развития человека. На разных этапах взросления преобладают разные виды памяти: у детей младшего школьного возраста преобладает механическая память (учитель дал информацию, ребёнок её просто запомнил), у подростков более старшего возраста начинает преобладать логическая память (недостаточно просто запомнить, нужно встроить новую информацию в систему уже имеющейся информации, найти логические связи с тем, что уже было знакомо)», – объяснил Евгений Юрьевич.
В связи с этим, по его словам, при работе с детьми разных возрастов продуктивными будут разные формы заданий:
- для младших школьников наиболее естественны игровые формы работы (методика кукольного театра, ролевые игры), в процессе которой они запоминают нужную информацию;
- в работе с подростками более продуктивны задания, подразумевающие самостоятельный поиск ответа (проектая работа, метод мозгового штурма).
Кроме того, для подростков с определённого момента наиболее значимой проблемой становится потребность занять определённое место в среде своих сверстников (отношения со взрослыми отходят на второй план). Поэтому в работе с детьми среднего и старшего возраста стоит уделять внимание групповой работе, давая им возможность взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения со сверстниками внутри группы в процессе решения учебных задач.
«Также мы говорили о том, насколько важно организовать процесс общения детей-мигрантов, изучающих русский язык, с носителями языка, например, в рамках каких-то семинаров или клуба. Возможность проявить свои навыки не только в рамках занятия с учителем, но и в непосредственном общении с носителями языка, является важнейшим стимулом к дальнейшему изучению языка», – добавил он.
Ещё мы затрагивали вопрос о том, что можно выстраивать работу в группе, учитывая также ведущий канал восприятия информации учащихся (зрение, слух или тактильные ощущения) и, исходя из этого, дифференцировать варианты задания.
Напомним, что курс повышения грамотности рассчитан на детей в возрасте от 5 до 17 лет, не говорящих на русском языке. Сейчас на платформе Akelius доступны уровни А0, А1, А1.1, А2 (базовые) и В0 (средний). Реализацией проекта, помимо фонда Akelius, занимается ЮНИСЕФ и специалисты кафедры языков МУИТ.
Обучение детей грамотности с использованием нового курса в Казахстане ведется с сентября 2021 года в девяти пилотных школах. Ожидается, что к концу реализации проекта (февраль 2023 года) данный курс пройдут 250 детей.
Эксперты МУИТ провели уроки-тренинги в городах Казахстана
С 21 по 29 апреля языковые и методические эксперты МУИТ посетили школы Нур-Султана и Шымкента, задействованные в проекте по повышению грамотности детей, не говорящих на русском языке. Наблюдение за уроками и живое общение позволили им наметить дальнейшие шаги по организации тренингов для учителей и созданию методического руководства по оцениванию учащихся.
Языковой эксперт, ассоциированный профессор кафедры языков МУИТ Динара Алиева отметила, что во всех школах занятия проходят в благоприятной атмосфере. По ее словам, чувствуется, что это необязательные уроки, а факультативные, дополнительные. Уроки у всех учителей разные: педагоги ищут и используют различные инструменты для достижения единой цели – помочь детям адаптировался в новой среде через русский язык.
«Учителя Нур-Султана кажутся мне более успешными. Возможно, это объясняется и оснащенностью школ, и общей подготовленностью детей и учителей. У учителей Нур-Султана создался алгоритм работы с планшетом – 25 минут на уроке по 3 раза. В начале урока – упражнение; в середине – песня, игры; в конце – квиз», – отмечает Динара Асылхановна.
Ассистент-профессор Оксана Бубликова отметила техническую оснащенность школы-лицея №60, которую они посетили во время поездки, а также профессиональную подготовленность педагогов этой школы. По ее словам, в Нур-Султане действительно высокий уровень школ и подхода отдельных руководителей к исполнению своих обязанностей: и учитель, и директор активно участвуют в проекте, отчего дети, несмотря на то, что разноуровневые и разновозрастные, справляются с задачами.
«В школе светлые аудитории, везде есть оргтехника, каждый учитель имеет, кроме индивидуального компьютера, свой принтер. Везде обустроены рекреации для комфортного отдыха. Есть две библиотеки, танцевальный класс. Учитель, задействованный в проекте, преподает по правилам РКИ. Ее урок нас впечатлил и даже несколько поменял наши планы: вместо того, чтобы показать свой урок-тренинг, мы лишь проанализировали урок Анар Сериковны», – сказала Оксана Васильевна.
В Шымкенте ситуация оказалась сложнее. Эксперты связывают это с тем, что учителя используют традиционный подход вместо методики РКИ.
«Нашей основной задачей было показать, что традиционный подход не всегда хорошее решение в этом вопросе, потому как детей надо обучать по другой методике – Русский как иностранный для детей. Наши старания были направлены прежде всего на методику», – подчеркнула Оксана Васильевна.
Как отмечает Динара Алиева, учителям не хватает опыта работы в иноязычной аудитории. Такие выводы делают и эксперты МУИТ, и сами сотрудники школы.
«Педагоги работают по методике начальной школы, тексты и задания сложные, которые не способствуют достижению ожидаемых результатов. Необходимы материалы по преподаванию РКИ, которые мы даем на тренингах», – говорит Динара Асылхановна.
Такие тренинги проходят ежемесячно в формате онлайн. Во врем поездки в Шымкент эксперты МУИТ провели урок-тренинг на тему «Путешествие» в игровой форме офлайн. В ходе занятия они показывали ученикам картинки с транспортом и с удивлением обнаружили, что дети не знают, что такое троллейбус. Это стало интересным моментом для беседы с детьми. Хорошую практику показали упражнения с междисциплинарными связями: рисование, пение. Все упражнения и задания носили групповой характер, в практике РКИ такой подход позволяет преодолеть страх перед публичным ответом на изучаемом языке. Также всем понравилась фонетическая разминка-игра, которая позволяет сразу настроить детей на живое общение.
В время урока дети оценивали себя с помощью фишек, а в конце занятия провели саморефлексию с помощью интерактивного упражнения «Дерево успеха».
«Только один ученик отметил, что он волновался и переживал, чувствовал себя неуверенно (повесил на дерево стикер в виде сердечка). Остальные были довольным своими достижениями и результатами», – вспоминает Динара Асылхановна.
Учителя проходили анкетирование до и после тренинга. Они отметили, что им стало понятнее, как работать, не объясняя грамматику, избегая сложных тем. Кроме того, участники проекта пришли к общему решению о необходимости разработки дескрипторов.
«По результатам встреч с учителями нами разработаны дескрипторы, с помощью которых каждый учитель сможет оценить и проанализировать достижения своих учеников», – заключила Оксана Васильевна.
Эти дескрипторы станут частью руководства по мониторингу прогресса и оценки знаний учащихся. Это позволит отслеживать эффективность каждого занятия в частности и всего проекта в целом.