IITU

Курс повышения грамотности для детей-инофонов пилотируют в Казахстане

Рисунок1.png

Сейчас курс для детей от 5 до 17 лет апробируется в пилотных школах Нур-Султана, Алматы и Шымкента. Упор при обучении в рамках проекта делается на грамотность и цифровые навыки.

ЮНИСЕФ в Казахстане, фонд Akelius, Международный университет информационных технологий (МУИТ) и ряд НПО работают над пилотированием курса русского языка для детей-инофонов, в частности – детей, переехавших в Казахстан во время или после пандемии COVID-19 из регионов с нестабильной социальной и политической обстановкой.

Дети-инофоны значительно отстают от своих сверстников по уровню подготовленности по школьной программе. Некоторые не имеют доступа к школам или занятиям в языковых центрах. Для них необходим особенный курс по повышению грамотности, позволяющий начать обучение с нуля. Организаторы проекта ходят дать таким детям возможность присоединиться к формальному образованию, говорить и читать на официальном языке общения в стране.

С этой целью с сентября 2021 года в девяти пилотных школах Казахстана ведется обучение грамотности с использованием специально разработанного курса на платформе Akelius. В проекте участвуют три столичные школы: школа-лицей №60, гимназия № 67 и школа-лицей № 53, три алматинские: школа-гимназия №152, школа-гимназия № 186 им. С. Копбаева и школа-гимназия №78, а также три школы Шымкента: ОСШ №76 им. Р. Мырзашева, ОСШ №39 им. М. Жумабаева и школа-гимназия №50. На базе данных школ созданы цифровые лаборатории, где учащимся и преподавателем при поддержке ЮНИСЕФ предоставлены планшеты, зарядные станции, микрофоны, наушники и другие гаджеты.

Учителя школ работают с тремя возрастными группами детей-репатриантов: 5-9 лет, 10-14 лет, 15-17 лет. Общее число уровней – пять: А0, А1, А1.1, А2 (базовые) и В1 (средний). В данный момент на платформе Akelius доступны первые четыре уровня, последний ожидается к середине 2022 года.

В создании и комментировании уроков для разных уровней задействованы преподаватели МУИТ. Ректор МУИТ Аскар Хикметов отметил, что именно у сотрудников его вуза есть нужный опыт в организации подобных обучающих мероприятий.

«Соответствующие квалификация и опыт работы преподавателей кафедры языков МУИТ, их профессиональные знания, навыки и опыт работы с проектами, с международными организациями, местными госорганами позволяют нам внести свой вклад в реализацию важного для страны проекта», – сказал Аскар Хикметов.

По его словам, приоритетом МУИТ всегда была качественная подготовка специалистов.

«Одной из стратегических задач МУИТ является подготовка специалистов цифровой эпохи. Учебная деятельность на различных онлайн платформах, использование информационных технологий в образовательном процессе являются ключевыми позициями в обучении, что обусловлено спецификой вуза», – подчеркнул он.

Координатор проекта, заведующая кафедрой языков МУИТ Жаннура Манапбаева сообщила, что преподаватели вуза прекрасно знакомы с методикой преподавания русского языка как иностранного (РКИ).

«В университете студенты-репатрианты (этнические казахи) проходят обязательное обучение грамоте на уровнях А0, А1-2, В1, для дальнейшей успешной интеграции в реалиях Казахстана, где русский язык является официально-деловым, а также языком межкультурного общения. Занятия ведут квалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы преподавания русского языка в качестве иностранного», – подчеркнула она.

Также она добавила, что МУИТ является обладателем гранта «The development of inclusive on-line content for students and teachers from secondary schools on blended learning» по внедрению инклюзивного образования, и участником Марафона инклюзивных практик «Инклюзивное сообщество: здесь и сейчас».

«На базе МУИТ работает обучающая платформа, адаптированная для инклюзивного образования, на которой 12 тысяч учителей получают методическую поддержку по инклюзивному смешанному обучению детей», – отметила Жаннура Манапбаева.

Заведующая секцией русского языка Эльмира Еркебекова рассказала об уже доказанной эффективности создаваемого курса. По ее словам, недавние данные о внедрении языковых курсов на платформе Akelius подтверждают, что цифровой контент улучшает языковые навыки учащихся: восприятие на слух – на 8% навыки, навыки чтения – на 9%, навыки устной и письменной речи – на 25% и 34%, соответственно.

«Интерактивный характер курса с играми и мгновенной обратной связью повышает вовлеченность в процесс обучения и способствует взаимной поддержке обучающихся. Индивидуальный подход «комбинированного обучения» приносит пользу тем, кто находится на более низком уровне обучения. Более того, использование цифрового языкового курса в классах повышает уверенность учащихся, улучшает посещаемость и сокращает количество бросивших обучение», – сказала Эльмира Еркебекова.

Член проекта, ассистент-профессор кафедры языков Оксана Бубликова отмечает, что МУИТ будет играть ключевую роль в жизни девочек из детей-мигрантов в получении образования в нашей стране, поддерживающей права гендерного равенства.

«Учебные материалы для детей будут подготовлены с учётом их гендерных, возрастных потребностей, и особых потребностей детей-мигрантов. Учителями в классе будут обеспечены различные коммуникации с использованием соответствующих стратегии коммуникации с учётом гендерных особенностей детей», – подчеркнула Оксана Бубликова.

Для того чтобы школьные учителя овладели навыками работы с этой платформой, координаторы проекта на постоянной основе проводят для них тренинги по использованию платформы Akelius и оборудования, закупленного в рамках проекта для пилотных школ. Кроме того, для педагогов пилотных школ проводятся тренинги по этическим принципам в общении с детьми в миграционных процессах и детей, вернувшихся из зон конфликта.

Ожидается, что к моменту реализации проекта – концу февраля 2023 года – данный курс пройдут 250 детей, которые получат возможность изучить русский язык с того уровня, на котором они сейчас находятся.

Версия сайта для слабовидящих